Тема 27. Я - концепция личности

Тема 26. Направленность личности

1. Понятие направленности личности в современной психологии.

2. Потребности и мотивы личности.

3. Интересы человека.

4. Ценностные ориентации личности.

Задания по формированию практических компетенций

1. Сравните определения направленности личности, предложенные разными авторами. Найдите общее и различное в этих дефинициях.

 

Автор Определение
Н.И. Рейнвальд Направленность как доминирующая мотивация, определяющая избираемые человеком жизненной цели, ценностные ориентации и способы самоутверждения.
К.К. Платонов Направленность есть компонент структуры личности, который включает в себя несколько связанных иерархией форм: влечения, желания, интересы, мировоззрение, убеждения.
А.Г. Асмолов Направленность представляет собой ёмкую описательную характеристику структуры личности.
Б.М. Теплов Направленность рассматривается как значимая характеристика личности, которая обнаруживает себя в склонностях личности.

 

2. Дайте ответ на вопрос: «Влияет ли направленность личности на судьбу человека? Можете ли вы сформулировать главные цели своей жизни?»

 

1. Я-концепция: понятие, структура, виды.

2. Формирование Я-концепции.

3. Влияние Я-концепции на деятельность человека.

 

Задания по формированию практических компетенций

1. Дайте ответ на вопрос: «Почему Я-концепцию называют динамической системой представлений человека о самом себе?»

2. Подберите афоризмы, цитаты о Я-концепции личности. Прокомментируйте наиболее понравившийся Вам афоризм.


ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа – один из видов самостоятельной работы в процессе обучения. Формируя у студентов шаг за шагом умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности, она в то же время способствует развитию инновационных компонентов личности. Написание контрольной работы по теме курса ставит целью не только осмысление и закрепление научной информации, уже полученной студентами на лекциях и семинарских занятиях, но и самостоятельное первичное приобретение и расширение знаний без участия преподавателя. Кроме того, работая самостоятельно с рядом учебных пособий, студенты учатся анализировать материал, тем самым развивая свои аналитические способности. Формирование данных умений и навыков играет значительную роль в профессиональной подготовке специалистов и в будущей профессиональной деятельности.

 

Основные требования к написанию, оформлению и предоставлению контрольной работы студентами заочной формы обучения

1. Текст работы не должен вызывать затруднений при чтении (должен быть читабельным). В противном случае – работа не рецензируется, а возвращается для надлежащего оформления.

 

2. Контрольная работа должна содержать титульный лист, на котором в обязательном порядке необходимо указать следующее:

- название вуза (УО «ВГТУ»);

- название кафедры, за которой закреплена учебная дисциплина;

- название дисциплины (без сокращений в соответствии с учебным планом);

- номер (вариант) контрольной работы и тема;

- факультет: заочный или заочный (сокращенная форма);

- группа;

- фамилия и инициалы студента;

- номер зачетной книжки;

- почтовый индекс и полный почтовый адрес студента, на который, в случае необходимости, работа высылается для доработки.

При смене фамилии в течение семестра на титульном листе контрольной работы должна быть указана как новая, так и старая фамилия студента (в скобках).

 

3. Вторая страница контрольной работы – план (содержание) темы.

4. Последующие страницы раскрывают содержание вопросов темы.

5. Последняя страница отражает список используемых источников (литература).

 

6. Студенты выполняют контрольные задания согласно учебным планам по соответствующей дисциплине – Основы психологии и педагогики – и сдают работу в деканат (иногородние высылают по почте) не позднее 10 дней до начала экзаменационной сессии, определяемой графиком текущего учебного года.

 

(Данные требования взяты из ПОЛОЖЕНИЯ о курсовых и контрольных работах студентов заочной формы обучения УО «ВГТУ», утвержденного приказом ректора № 210 от 30.04.2010 г.).


(Образец оформления титульного листа контрольной работы)

 

Министерство образования Республики Беларусь

 

Учреждение образования

«Витебский государственный технологический университет»

 

 

Кафедра истории и права

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Основы психологии и педагогики»

 

Тема 4. Общение как социально-психологическое явление

 

Выполнил(а):

студент(ка) гр.ЗЭ-86

Иванова М.А.

шифр № (зач. книжки)

 

адрес:210032, г. Витебск,

пр-т Победы д. 7, кв. 56.

 

Витебск


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»

 

1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологических знаний.

2. Понятие психики. Психические явления: психические процессы, состояния и свойства.

3. Характеристика сознания человека.

4. Сенсорно-перцептивные процессы: ощущение и восприятие. Общая характеристика.

5. Внимание. Виды и свойства внимания.

6. Память. Виды памяти. Механизмы развития и тренировки памяти.

7. Мышление как психический процесс. Соотношение мышления и интеллекта. Индивидуальные особенности интеллекта.

8. Понятия «речь» и «язык». Общая характеристика речи.

9. Эмоционально-волевые процессы. Общее представление об эмоциях.

10. Психические (функциональные) состояния человека. Регуляция и саморегуляция психических состояний.

11. Понятие личности и ее развития. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность».

12. Понятие «темперамент». Типология темперамента.

13. Способности. Виды способностей. Профессиональное самоопределение личности.

14. Понятие «характер» в психологии. Акцентуация характера.

15. Потребности. Классификация потребностей.

16. Самосознание личности. Самооценка и самоотношение. Уровень притязаний личности.

17. «Я-концепция» личности. Жизненные кризисы и стратегии их преодоления.

18. Психологические теории (концепции) личности.

19. Социальная психология в контексте науки и культуры. Социальная роль.

20. Личность и социальная группа. Характеристика малой группы.

21. Характеристика общения: функции, средства, виды, барьеры общения.

22. Основные стили общения. Особенности делового общения.

23. Конфликты в межличностных отношениях. Внутриличностный конфликт.

24. Развитие конфликта. Типы конфликтных личностей.

25. Управление конфликтом. Способы разрешения конфликтов.

26. Педагогика как теория обучения и воспитания. История педагогики.

27. Образование как социокультурный феномен. Направление реформирования системы высшего образования Республики Беларусь.

28. Обучение как целенаправленный процесс развития личности.

29. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность.

30. Современное состояние образования.

31. Понятие «дидактика» в педагогике. Принципы обучения.

32. Педагогическое общение.

33. Педагогическая деятельность. Современные педагогические технологии.

34. Социализация личности. Факторы социализации.

35. Семья в социальном пространстве воспитательного процесса. Принципы и содержание семейного воспитания.

36. Типы семей. Модели негативных семейных взаимоотношений.

37. Педагогическая культура родителей. Условия успешного воспитания в семье.

38. Основные сферы жизнедеятельности личности (деятельность, игра, общение).

39. Самосовершенствование личности.

40. Пути и способы самосовершенствования личности.

41. Личность и творчество. Творческий потенциал личности и условия его развития.

42. Жизненный путь личности.