Вопросы для обсуждения и размышления

 

1. В чем основное различие между понятиями «индивид», «индивидуальность», «личность»?

2. Какой смысл вкладывают в понятия «личность мужчины» и «личность женщины»?

3. Какие факторы обусловливают формирование личности индивида?

4. Расскажите о психологических характеристиках различных типов темперамента.

5. Что является физиологической основой темперамента?

6. В чем выражаются особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека?

7. В чем заключается роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера?

8. В чем проявляется трансформация характера в течение жизни?

9. Что такое «самовоспитание» и какова роль самостоятельного труда в формировании характера?

10. Каким – внешним или внутренним – факторам принадлежит ведущая роль в развитии личности?

11. Каковы взаимоотношения человека и социальной среды? Можно ли сказать, что личность – это социум?

12. Почему человек стремится соответствовать требованиям той общности, к которой он принадлежит?

13. Является ли деиндивидуализация постоянным спутником социализации? Почему?

 

Словарь терминов

 

Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.

Личность – 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Развитие личности – процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации.

Половые роли — дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности.

Маскулинность и фемининность (от лат. masculinus – мужской и femininus – женский) – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций; характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

Я – понятие, выражающее результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой – как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего.

 

Литература

 

1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. – Минск, 2004.

2. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие / Г. В. Бороздина. – Минск, 2004.

3. Вайнштейн, Л. А. Общая психология : учеб. пособие /
Л. А. Вайнштейн [и др.]. – Минск, 2005.

4. Годфруа, Ж. Что такое психология : в 2 т. / Ж. Годфруа. – Москва, 2004.

5. Ефимова, Н. С. Основы общей психологии : учебник /
Н. С. Ефимова. – Москва, 2007.

6. Кроль, В. М. Психология и педагогика : учеб. пособие для студ. техн. вузов / В. М. Кроль. – Москва, 2001.

7. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург, 2001.

8. Немов, Р. С. Общая психология : краткий курс / Р. С. Немов. – Санкт-Петербург, 2009.

9. Петровский, А. В. Психология : учебник для студ. вузов /
А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Москва, 2001.

10. Пронина, Е. Н. Психология и педагогика : учебник для вузов / Е. Н. Пронина, В. В. Лукашевич. – Москва, 2004.

11. Психология : курс лекций : в 2 ч. / под общ. ред. И. А. Фурманова, Л. Н. Дичковской, Л. А. Вайнштейна. – Минск, 2002. – Ч. 1.

12. Психология : учеб. для техн. вузов / под общ. ред. В. И. Дружинина. – Санкт-Петербург, 2000.

13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург, 2008.

14. Чеховских, М. И. Основы психологии / М. И. Чеховских. – Минск, 2002.


Раздел 4. социальное поведение человека