Методом дисперсионного анализа

ТЕМА. Многофакторный полевой опыт и обработка его результатов

ЛЕКЦИЯ № 8.

 

Опыт, в котором изучается действие 2-х и более факторов одновременно называется многофакторным или сложным. В этих опытах кроме действия факторов на урожайность, устанавливают величину и характер взаимодействия этих факторов.

1-й фактор (А) – внесение навоза а) с внесением навоза

б) без внесения навоза (ℓА = 2)

2-й фактор (В) - минеральные удобрения а) без удобрений б) азотные

в) фосфорные г) калийные

д) сочетание NPK (ℓВ = 5)

Многофакторные опыты чаще всего ставят методом расщеплённых или сложных делянок.

1-е повторение

  во   N   в1     P   в2     K   в3   NPK   в4       в0   N   в1   P   в2   K   в3   NPK   в4

А0 А1

 

Делянки первого порядка Фактор А, ℓА = 2 1. Без внесения навоза – А0

2. С внесением навоза - А1

Делянки второго порядка Фактор В, ℓВ = 5 1. Без удобрений В0

2. Азотные В1

3. Фосфорные В2

4. Калийные В3

5. Сочетание ΝPK В4

В многофакторном опыте изучается не только действие, но и устанавливают величину и характер взаимодействия (dА dВ dАВ) изучаемых факторов.

В зависимости от изучаемых факторов, характер взаимодействия может быть:

1. Положительным (синергизм). При этом прибавка урожая от совместного применения факторов больше арифметической суммы прибавок от раздельного применения факторов.

+dA+B > (+dA) + (+dB)

2. Отрицательным (антогонизм). При этом прибавка урожая от совместного применения факторов меньше арифметической суммы прибавок от раздельного применения факторов.

+dA+B < (+dA) + (+dB)

3. Факторы не взаимодействуют (аддитивизм). При этом прибавка урожая от совместного применения факторов примерно равна арифметической сумме прибавок от раздельного применения факторов.

+dA+B ≈ (+dA) + (+dB)

Чаще всего для оценки существенности влияния изучаемых факторов и их взаимодействия используют метод дисперсионного анализа.