Питер Брейгель Старший
Северное Возрождение
Школы итальянского Возрождения
Флорентийская | Гармония всех выразительных средств живописи при ведущей роли композиции. Боттичелли, Филлипо Липпи, Вероккьо |
Северная (Миланская или Падуанская) | Больший драматизм. Холодные тона. Андреа Мантенья. |
Умбрийская | Ближе к флорентийской, теплые тона. Пьеро дела Франческо, Перуждино |
Венецианская | Колорит доминирует всегда. Джованни Беллини, Джорджоне, Тициан |
Термин Северное Возрождение носит условный характер. Появилось на сто лет позже итальянского.
Связано не с античностью, а с готикой. А с античностью мастера Северного Возрождения познакомились только благодаяря Возрождению в Италии и использовали их опыт.
Особенности Северного Возрождения:
- Влияние готики
- Использование опыта итальянских мастеров
- Через Италию знакомство с античностью
В искусстве Северного Возрождения очень сильна средневековая аллегория.
Искусство Северного Возрождения носит ярко выраженный народный отпечаток – очень развит бытовой жанр.
Основоположники Северного Возрождения – братья Ван Эйки. Главная их работа Гентский алтарь.(в городе Гент, Бельгия). От Губерта Ван Эйка до нас не дошло ничего, кроме аклтаря, а от Яна «Портрет четы Ариольфини», автопортрет «Мужчина в тюрбане», портрет супруги Маргариты Ван Эйк, «Святая Варвара», «Мадонна канцлера Роллена»
Это ранний период голландского Возрождения, далее поздний.
Поздний период.
Начинается этот период с Иеронимуса Босха. Творил в эпоху Возрождения, но человека никогда не прославлял. Он использовал средневековую аллегорию и символику. Язык произведений Босха представал для современников новым. Он предвосхитил искусство 20 века. Если сравнит картины Босха и Дали, то можно общее в образах – символах, нуждающихся в расшифровке, персонажи напоминают кошмарные сны. Полотна у Босха яркие, хотя сюжеты ужасающие. Если посмотреть на его персонажи, то можно увидеть, что он издевается над нищими, монахами, власть имущими, но никогда над средним классом – бюргерами. Когда Фландрию (ныне Бельгия) завоевали испанцы, они увидели его полотна, но они нам не понравились, но они заметили пророческу правду в его полотнах, поэтому все были сохранены. Основные работы на мифологические темы. Главные работы – «Несение креста», «Корабль дураков», «Сад земных наслаждений»
Побывав в молодости в Италии он понял, что все, что можно было сказать в красках овеличии человека итальянцами уже сказано, поэтому он видит свои задачи в следующем:
1. Показать и выявит негативное в человеке. Отличается от Босха тем, что его не надо расшифровывать, в его работах нет символов.
2. Художественно познать тайны природы, овладеть ее приемами
Крестьянство не идеализировал, как иногда принято считать. Серия жанровых полотен, где мы видим простое к ним уважение за их труд. «Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба», «Уборка урожая». Самая известная работа «Избиение младенцев в Вифлееме». Здесь однако изображен не библейский сюжет, а аллегория испанского завоевания. Герцог Альба и его завоевание Фландрии.То же и в картине «Поклонение волхвов»-речь на самом деле о современной Голландии. Серия «Времена года». Лучшая картина из этой серии «Зима» или «Охотники на снегу». В этой картине пейзаж поднимается до значения монументального искусства. В последних работах Брейгеля мир предстает как печальное зрелище человеческой суеты. Картина «Страна лентяев» - сатирическое изображение всех классов голландского общества. Последний аккорд его творчества картина «Слепые» - мы видим сельский пейзаж, но идущие на картине не замечают его и красоты мира.
Леон Батиста Альберти (архитектор) – писал об использовании геометрии в разбивке сада.
Вторая половина 15 века начинает складываться теория о разбивке садов, в 16 веке она сложиться окончательно. В 16 веке сады начинают украшать античными статуями.
Перголы – арки на которых располагалась зелень, чтобы затенять определенные участки сада.
1530-50е года складывается тип маньеристического сада.
Гольбейн«Мертвый Христос». Есть версия, что это часть несохранившегося алтаря. Образ Христа написан с утопленника. Это образ Христа одинокого в своей смерти (нет рядом ни учеников, никого), реалистично изображены признаки разлагающейся плоти. Господствует натурализм, нет одухотворенности.
Был основоположником английской портретной живописи, но не национального английского портрета, который появился в 18 веке. Эту разницу понимать!
Римменшнейдер. Алтарь «Святой крови», создан для хранения капли крови Христа.