ТЕМА: Приемы и методы исследования в агрономической науке.

ЛЕКЦИЯ № 2

План

1. Приемы исследования и их особенности

2. Методы исследования и их характеристика

 

Агрономическая наука является комплексной. Она изучает не только теоретические, но и практические вопросы, связанные с повышением урожайности с.-х. культур и улучшением качества продукции.

Главная задача агрономической науки – повышение продуктивности земледелия и придания ему устойчивого развития. Эта задача достигается проведением научных исследований по изучению биологии культурных растений, приемов и технологий их возделывания. С этой целью проводятся теоретические (фундаментальные) и экспериментальные исследования.

В основе любого теоретического или экспериментального исследования, лежит метод диалектического материализма. Опираясь на этот метод , агрономическая наука разрабатывает как теоретические, так и практические приемы повышения продуктивности растений. При этом она использует два приема исследования.

1. Наблюдение

2. Эксперимент или опыт

Каждый из них имеет ряд особенностей и проводится по определенным методикам.

1. Под наблюдением понимают прием исследования, при котором внимание сосредотачивается на изучаемом объекте. При этом регистрируются изменения как количественные, так и качественные у изучаемого объекта.

Пример: Наблюдением может служить работа метеостанций, постов, где определяют влажность воздуха и почвы, направление и силу ветра и др. В земледелии проводят наблюдение за засоренностью посевов, влажностью почвы и др. Здесь только фиксируется явление, но при этом не вскрывается сущность (причина) этого явления.

В этом примере наблюдение выступает как самостоятельный прием исследования. Но, во многих случаях, наблюдение является составной частью более сложного метода исследования (эксперимента).

 

К наблюдению предъявляется ряд требований:

а) они должны быть планомерными (выполняться по заранее разработанному плану или программе).

б) они должны быть систематическими

Следует различать два вида наблюдений:

1. Наблюдения за внешними факторами роста и развития растений (почвенные, погодные условия).

2. Наблюдения непосредственно за растением (фенологические наблюдения).

 

 

ЭКСПЕРИМЕНТ –это такое изучение, при котором исследователь искусственно вызывает явление или изменяет условие так, чтобы лучше выяснить сущность, природу, происхождение этого явления. Эксперимент (опыт) является более сложным методом исследования и является ведущим в исследовательской работе. Являясь основой познания и критерием истины опыт включает в себя 4 составных части (элемента).

1.наблюдение

2.корреляцию

3.строгий учет условий

4.учет результатов

Характерной чертой эксперимента является:

а) его воспроизводимость (его мы можем повторить)

в) опыт до его осуществления в натуре проходит предварительное мысленное осознание (чтобы поставить опыт, нужно его мысленно пропустить через голову).

Опыт имеет большое преимущество перед наблюдением и является господствующим методом исследования в различных агрономических науках.

II