Развитие научных знаний

Обычно становление нового теоретического знания происходит на фоне уже известной теории. Поэтому говорят не о становлении теории, а о росте научного знания. Так и называлась книга К.Поппера «Рост научного знания».

Необходимость роста научного знания появляется тогда, когда использование теории не дает эффекта. Возникает проблема. Выдвигаются новые гипотезы, идеи. Они подвергаются верификации и фальсификации (проверке).

В развитии науки наступает такой момент, когда новое знание не вписывается в рамки старой теории. Теория не может объяснить факты. Они противоречат и НКМ. Томас Кун (1922-1996. США) охарактеризовал это как этап научной революции, который следует за эволюционным этапом. Научная революция связана со сменой научных парадигм. Свою концепцию исторической динамики научного знания он изложил в работе «Структура научных революций» (1962).

Парадигма (от греч. Образец) – совокупность ведущих представлений и методов научного познания на данном отрезке эволюционного развития науки. Скажем, механистическая, метафизическая парадигма или диалектическая парадигма.

Затем наступает этап научной революции и происходит смена парадигм. Научная революция открывает новые объекты и методы исследования. Например, коперниканская революция в науке (открытие Коперника о гелиоцентрическом устройстве нашей солнечной системы), революция, связанная с расщеплением атома в начале 20 в., с открытием радиоактивности, теории относительности Эйнштейна, революционные изменения в биологии в связи с возникновением генетики и т.д.

…большую роль играет диалектика традиций и новаций в науке…

Та или иная парадигма — это совокупность убеждений, ценностей и технических средств, применяемых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции.

«Под парадигмами, — пишет Кун, — я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений».

Как правило, парадигма находит свое воплощение в классических трудах ученых и в учебниках. Она на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в определенной области науки. Формирование общепризнанной парадигмы — показатель зрелости той или иной системы научного знания.

Смена одной научной парадигмы другой представляет собой научную революцию. Развитие науки в ключевых точках как раз и осуществляется посредством научных революций как скачкообразный процесс. Работы Куна внесли заметный вклад в философское осмысление науки. Они углубили наши представления о развитии науки и деятельности ученых, раскрыли некоторые диалектические характеристики развития науки.

 

Новая теория не является простым обобщением фактов. Эйнштейн писал: «никакой логический путь не ведет от наблюдений к основным принципам теории». Большую роль играет взаимодействие науки и культуры в целом. Так, идея борьбы за существование была выдвинута Т.Мальтусом (18-н.19 вв.) для описания процессов в обществе. А затем ее использовал Дарвин для объяснения процессов эволюции природы. Сегодня категория естественного отбора стала общей схемой мышления и фигурирует в трудах по кибернетике и теории познания.

 

Итак, наука – единство постепенных количественных и коренных качественных изменений, т.е. научных революций.

Примеры научных революций: гелиоцентрическая система Коперника, создание Эйнштейном ОТО и СТО, создание квантовой механики, создание синергетики, создание генной инженерии и т.д.