Философские принципы и др.
НКМ - это система общих представлений о мире, получаемых в различных науках. Она исторически меняется.
Примеры:
Химическая картина мира во времена Лавуазье была иной. Фундаментальными объектами полагались лишь некоторые из ныне известных элементов и к ним добавлялись сложные соединения, например, известь, а также теплород, флогистон. После работ Лавуазье флогистон был исключен [была гипотеза, что тепло возможно за счет присутствия теплорода – некой невесомой материи, имеющей место во всех телах и являющаяся причиной тепловых явлений; флогистон – начало «горючести», которое тела теряют при горении].
В целом в науке до сер.19 в. как общенаучная доминировала механистическая картина мира.
А современной НКМ характерны такие принципы как принцип глобального эволюционизма, принцип самоорганизации и др. В последнее время НКМ начинает включать в себя принципы, разработанные в синергетике, антропный принцип, представления о ноосфере и др.
Отражение мира в науке всегда осуществляется в соответствии с исторически складывающимися идеалами и нормами исследовательской деятельности.
Их можно разделить на 3 группы:
1. идеалы и нормы описания и объяснения;
2. идеалы и нормы доказательности и обоснования знаний;
3. идеалы и нормы организации знаний.
Пример идеалов научного объяснения в Средние века и в эпоху Возрождения:
Врач Парацельс объяснял, почему настойка грецкого ореха на винном уксусе помогает от головной боли тем, что есть симпатия между грецким орехом и мозгом, что выражено в их внешнем сходстве, подобии. В основе лежало мировоззренческое убеждение, что бог создал мир по своему образу и подобию (принцип подобия).
Сегодня действие этой настойки объясняют тем, что в ней содержатся вещества, снижающие давление.
Альдрованди за сто лет до Бюффона (фр.биолог 18 в.) описывая змей, отмечал особенности их анатомии, образа жизни и далее перечислял, мифы и легенды про змей, на гербах каких знатных особ и какие змеи встречаются, включая трехглавых, огнедышаших драконов и т.п. Бюффон читая Альдрованди, возмущался – «при чем тут мифы?». Т.е. прошло немного времени, а НКМ изменилась. В религиозной картине мира считается, что бог проявляется во всём – и в том числе в строении животных, и в мифах о них, и чтобы понять, что бог хотел нам сказать, важно изучить всё это. А в 18 в. в науке доминирует деистическое мировоззрение (бог, т.е. деус, создал мир и устранился; и надо изучать мир сам по себе, без наших домыслов, мифов и легенд, ибо они имеют отношение к нашей культуре, но не к природе).
Современный писатель В.Пелевин в книге «Ампир В» (или точнее: «Empire «V») приводит пример:
«Объяснение есть функция существующих представлений. Так, в Средние века считали, что чума передается сквозь поры тела, поэтому для профилактики людям запрещали ходить в баню. Сейчас наука считает, что чуму переносят блохи, поэтому для профилактики людям советуют чаще ходить в баню…»
Анализом такого рода изменений в НКМ занимается философия.
Философия выполняет методологическую функцию по отношению к науке и функцию мировоззренческой интерпретации знаний. Философия вписывает теоретические и эмпирические знания той или иной науки в культуру и НКМ начинает восприниматься как естественная.
В последнее время развивается и такая общенаучная отрасль как науковедение…
3. Природа научных революций. Понятие парадигмы научного знания.