Анализ выполнения плана производства и реализации товаров
Анализ динамики показателей объёма производства и реализации продукции. 2. Анализ выполнения плана производства и реализации продукции. 3. Анализ ассортимента продукции. 4. Анализ ритмичности производства и реализации продукции. 5. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
Анализ производства и реализации продукции включает в себя:
Ø изучение динамики показателей объёма производства и реализации продукции;
Ø анализ выполнения плана производства и реализации продукции;
Ø анализ динамики запасов готовой продукции;
Ø анализ ассортимента продукции;
Ø оценку ритмичности производства и реализации продукции.
Объём производства продукции может измеряться в натуральных единицах измерения (штуках, кг), условно-натуральных измерителях (условный автомобиль) и иметь стоимостное выражение (тыс. руб.).
Обобщающим показателем производства и реализации продукции является стоимостная оценка. Объём производства отражается двумя показателями: объёмом товарной и валовой продукции.
Товарная продукция – это стоимость всех произведённых товаров или услуг. Объём товарной продукции характеризует масштабы производственной деятельности предприятия.
Валовая продукция включает в себя, помимо стоимости всех произведённых товаров и услуг, незавершённое производство.
Объём реализации продукции может определяться двумя способами:
Ø стоимость отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
Ø стоимость оплаченных товаров, работ, услуг.
Анализ производства и реализации продукции начинается с изучения динамики производства и реализации продукции. При этом осуществляется расчёт темпов роста производства и реализации (как цепных, так и базисных), а также темпов прироста.
С использованием значений показателей объёмов производства и реализации по каждому товару и по предприятию в целом рассчитываются следующие показатели:
1. абсолютные отклонения значений последующего периода от значений предшествующего периода;
2. относительные отклонения – как отношение абсолютного отклонения к значению предыдущего периода, в %.
Таблица 1.
Динамика производства и реализации продукции (в сопоставимых ценах)
Год | Объём производства (тыс.руб.) | Темпы базисные | роста, % цепные |
П | Тб = (Пi/По) х 100 | Тц = (Пi/ Пi – 1) х 100 | |
108,3 | 108,3 | ||
112,5 | 103,8 |
/продолжение таблицы 1/
Год | Объём реализации (тыс.руб.) | Темпы базисные | роста, % цепные |
Р | Тб = (Рi/Ро) х 100 | Тц = (Рi/ Рi – 1) х 100 | |
104,3 | 104,3 | ||
112,2 | 107,5 |
Стоимостные показатели объёма производства и реализации должны быть приведены в сопоставимый вид. Учёт инфляции и нейтрализация изменения цен и «стоимостного» фактора является необходимым условием сопоставимости данных.
Темп роста – отношение (в виде коэффициента или в %) значения показателя последующего периода к значению показателя предыдущего периода.
Расчёты темпов роста могут осуществляться как на основе постоянной базы сравнения – базисный темп роста (например, по отношению к показателю на начало периода), так и на переменной основе – цепной темп роста (когда последовательно сравниваются последующие значения показателя с предыдущими).
Темп прироста – отношение (в виде коэффициента или в %) абсолютного прироста к предыдущему значению. Темп прироста можно рассчитать и следующим образом: из темпа роста (в коэффициентах) вычитается единица или из темпа роста (в процентах) вычитается 100.
В таблице 1 показана динамика объёмов производства и реализации продукции. В качестве базы выбран первый год.
Где П – объём производства в тыс. руб;
Тб – базисный темп роста, %;
Тц – цепной темп роста, %;
Пi – объём производства товаров в i – том году, тыс. руб.;
По - объём производства товаров в первом году, тыс. руб.;
Рi – объём реализации товаров в i – том году, тыс. руб.;
Ро - объём реализации товаров в первом году, тыс. руб.
Темп роста и темп прироста свидетельствуют о степени изменения изучаемого явления во времени. В нашем случае они позволяют изучать тенденции производства и реализации продукции.
Для характеристики средней степени явления (производства или реализации) рассчитываются показатели среднего темпа роста и среднего темпа прироста.
Расчёт среднего темпа роста производится по формуле средней геометрической:
m
Т =√ Т1х Т2 х Т3 х ….х Тn ;
где Т i – цепные темпы роста.
В нашем примере среднегодовой темп роста производства товаров:
3 3
Т n =√ 100 х 108,3 х 103,8 = √11 24 154 = 103,98.
Среднегодовой темп роста реализации товаров:
3 3
Тр=√ 100 х 104,3 х 107,5 = √11 21 225 = 103,89.
Среднегодовой темп прироста может быть рассчитан:
Тпр = Т – 100
В нашем примере Тnn = Т n – 100 = 103,98 – 100 = 3,98.
Среднегодовой прирост реализации товаров:
Тпр = Тр – 100 = 103,89 – 100 = 3,89.
Темпы роста и темпы прироста рассчитываются как для объёмов производства и реализации конкретного товара, так и для предприятия в целом, строятся графики динамики объёмов производства и реализации конкретного товара, совмещённые графики объёмов производства и реализации по фирме в целом и др.
Для наглядности динамика производства и реализации товаров изображается графически. Совмещённые графики объёмов производства и реализации товаров позволяют увидеть взаимосвязь изменения этих показателей.
Важным этапом анализа производства и реализации продукции является анализ выполнения плана. Анализ степени выполнения плана проводится как для каждого товара, так и по предприятию в целом. С использованием значений показателей объёмов производства и реализации определяются:
Ø абсолютные отклонения значений фактических выполнений плана от их плановых значений;
Ø относительные отклонения – как отношение абсолютных значений фактических выполнений планов (по видам продукции и по предприятию в целом) к их плановым значениям (по видам продукции и по предприятию в целом), в %.
В таблице 2 показан пример таких расчётов.
Таблица 2
Товар | Объём производства товаров, тыс. руб. | |||
план | факт | абс. изм. | отн. изм.,% | |
п | ф | ф -п | (ф/п) х 100 | |
- 100 | 83,33 | |||
Итого |
/продолжение/
Товар | Объём реализации товаров, тыс. руб. | |||
план | факт | абс. изм. | отн. изм.,% | |
п | ф | ф -п | (ф/п) х 100 | |
- 100 | ||||
102,4 | ||||
Итого | - 90 | 93,96 |
Оперативный анализ производства и реализации продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.
Кроме того анализ производства и реализации продукции включает в себя и составление товарного баланса.
В случае , если предприятие учитывает объём реализации по отгрузке, составляется следующий товарный баланс:
ГП нач + ОП = ОР + ГП кон,
где ГП – запасы готовой продукции на начало и конец периода, тыс. руб.;
ОП – объём производства, тыс. руб.;
ОР – объём реализации, тыс. руб.
Если предприятие учитывает реализацию по оплате, то баланс будет выглядеть следующим образом:
ГП нач + ОП + ОН нач = ОР + ГП кон + ОН кон,
где ОН – отгруженная, но неоплаченная продукция.
Невыполнение плана реализации продукции может привести к чрезмерному росту запасов готовой продукции, повышению затрат на складирование, охрану и т.д. Также отрицательно на деятельность предприятия может сказаться и чрезмерное перевыполнение планируемого объёма производства.
В условиях рыночной экономики особенно важно стало учитывать выполнение договорных обязательств по поставкам продукции. В ходе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и далее нарастающим итогом. Анализ следует проводить как по выполнению договоров поставок конкретных товаров, так и по предприятию в целом.
Коэффициент выполнения договорных обязательств находится путём деления разности между плановым объёмом отгрузки по договорным обязательствам и его невыполнением на плановый объём поставок.
К = ( П план – Пн ) / П план,
где К – коэффициент выполнения договорных обязательств;
П план – плановый объём поставок, тыс. руб.;
Пн – недопоставка продукции, тыс. руб.
Рассмотрим на конкретном примере.
По договору планировалось осуществить в прошедшем периоде поставки на сумму 10 000 руб., а фактически было отгружено продукции на сумму 8 600 руб..Найдём % выполнения договорных обязательств:
К = ( П план – Пн ) / П план = ( 10 000 – (10 000 – 8 600))/10 000 = 0,86.
Т.о. процент выполнения договорных обязательств составил 86%.
Ассортимент производимой продукции оказывает большое влияние на деятельность всего предприятия. При формировании ассортимента и его структуры следует учитывать такие факторы, как спрос со стороны потребителей и возможности самого предприятия.
Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объёма её выпуска по каждому виду.
Структура ассортимента продукции – это доля объёма производства каждого наименования продукции в общем объёме производства предприятия.
Анализ ассортимента начинается с оценки выполнения плана по ассортименту. Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпусков продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.
Оценка выполнения плана по ассортименту может производится следующими способами:
Ø по способу наименьшего процента;
Ø по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции;
Ø путём расчёта коэффициента выполнения плана по ассортименту.
В качестве показателя степени выполнения плана по ассортименту используется коэффициент выполнения плана.
Коэффициент выполнения плана рассчитывается путём деления общего фактического объёма производства продукции, зачтённого и выполненного плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции. При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчёт выполнения плана по ассортименту не принимаются.
Рассмотрим выполнение плана по ассортименту, используя данные таблицы 3.
Таблица 3.
Выполнение плана по ассортименту
Наименование продукции | Объём производства продукции, тыс. руб. План Факт | Выполнение плана, % | Объём продукции, зачтённый в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб. | |
П | Ф | (Ф/П) х 100 | Если П >Ф, то Ф Если Ф ≥П, то П | |
А | ||||
Б | ||||
В | 112,86 | |||
Итого | 103,04 |
Имеющиеся данные позволяют сделать следующие утверждения. По способу наименьшего процента план по ассортименту выполнен на 95% ( во внимание принимается наименьший % выполнения плана производства отдельных наименований товаров). По удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции, % выполнения плана приблизительно составляет 60%.
Рассчитаем коэффициент выполнения плана по ассортименту.
Для этого общий фактический объём производства продукции, зачтённый в выполнение плана по ассортименту, делим на общий плановый выпуск продукции.
К = (З/П) х 100
К = (2250/2300) х 100 = 97,82.
План по ассортименту продукции выполнен на 97,82%.
Кроме того, необходимо сравнить структуру ассортимента в отчётном году со структурой ассортимента в прошлых периодах, определив абсолютные отклонения долей отдельных наименований продукции.
Анализ структуры ассортимента продукции позволяет оценить важность отдельных наименований продукции с точки зрения достижения общего объёма производства и выявить произошедшие за ряд лет структурные сдвиги в ассортименте.
Изменение структуры ассортимента влияет на все показатели хозяйственной деятельности предприятия:
Ø объём производства продукции;
Ø объём реализации продукции;
Ø материалоёмкость;
Ø себестоимость;
Ø прибыль;
Ø рентабельность и т.д.
Расчёт влияния структуры ассортимента выпускаемой продукции можно произвести методом цепных подстановок.
Кроме того, для анализа структуры ассортимента широко используется метод АВС – анализа.
Этапы проведения АВС – анализа:
- Выбор показателей для анализа. В качестве показателей для анализа могут выступать: объём реализации продукции, прибыль, покрытие затрат и т.д.
- Расчёт выбранного показателя по каждому наименованию продукции.
- Подсчёт общей суммы показателя. Общая сумма показателя принимается за 100 %.
- Для каждого наименования продукции определяется относительная доля его показателя в общей сумме (в процентах). Контроль равенства суммы всех относительных долей 100%.
- Товары ранжируются в порядке уменьшения их долей.
- Относительные доли товаров ранжированного ряда суммируются нарастающим итогом (с накоплением итоговой суммы), начиная с первого в ранжированном ряду товара, т.е. товара, у которого самая большая доля.
- Распределение товаров по группам А,В и С. Все товары, которые попадают в первые 75% суммы долей, относятся к группе А. Если товары попадают в промежуток между 75 и 95%, то эти товары относятся к группе В. Все товары, которые не вошли в эти группы, относятся к группе С.
- Разработка рекомендаций по формированию ассортимента и внесению в него изменений. Товары группы А следует сохранить в ассортименте, так как они играют важную роль в формировании выбранного показателя. Товары группы В рекомендуется проанализировать по другим показателям. Следует рассмотреть возможность исключения товаров группы С из ассортимента, предварительно изучив все другие факторы.
Рассмотрим процедуру проведения АВС – анализа на конкретном примере.
Данные для расчета приведены в таблице 4. Кроме того данные содержат расчёт доли каждого товара в общем объёме реализации и порядковые номера товара (от большего к меньшему).
Таблица 4.