Столыпинская аграрная реформа как базовый элемент модернизации страны

В ходе революции правительство П.А. Столыпина предприняло попытку осуществить некоторые реформы. Программа модернизации страны, предложенная Столыпиным, должна была решить три основные задачи:

- сделать крестьян полновластными собственниками, освободив от опеки общины;

- осуществить всеобщее обучение грамоте (4-х летняя начальная школа) «Без знаний не может появиться класс настоящих фермеров»;

- привести к росту промышленности и развитию внутреннего рынка.

5 октября 1906 г. вышел указ об уравнении крестьян в гражданских правах с остальными сословиями, а 9 ноября того же года – указ о праве выхода крестьян из общины с земельным наделом. Было узаконено создание крестьянской собственности на землю – в форме хуторского и отрубного хозяйства.

Указ 9 ноября 1906 г. имел три важнейших аспекта: социальный – ставка на крепких и сильных, укрепление социальной базы самодержавия за счет зажиточных крестьян; экономический – Столыпин был убежден в агротехническом преимуществе хуторов и отрубов; политический – общинное единение крестьян способствовало их революционному единению, следовательно, нужно было ее разрушить.

Реформа заменила отжившие хозяйственные структуры более рациональными. Создала возможность для роста производительных сил в земледелии. В результате переселения крестьян в Сибирь и на Дальний Восток в хозяйственный оборот были вовлечены свободные земли этих районов страны и частично ослаблена проблема малоземелья в европейской части страны. Увеличились посевные площади в Черноземье на 81 %, на Северном Кавказе на 47 %. В зажиточных хозяйствах урожайность повысилась в 1,5–2 раза. Увеличился вывоз российского хлеба за границу от 25 % до 40 %. Аграрная реформа Столыпина проводилась 8 лет, с началом войны она была приостановлена.

Столыпину не удалось выполнить свою главную задачу сохранения для монархии поддержки помещиков и расширения ее социальной опоры за счет нового слоя богатых крестьян. Столыпин требовал двадцать лет спокойствия для успешного завершения задуманных им реформ, в первую очередь аграрной. Но в конкретных условиях начала XX в. история не дала ему этого времени. Нереализованность программы объясняется также противодействием крестьян, недостатком средств, выделяемых на переселение и землеустройство, подъемом революционного движения в стране.

Следует учитывать, что реализация столыпинской реформы проходила на фоне сложной послереволюционной политической обстановки. 3 июня 1907 г. был обнародован манифест о роспуске II Государственной думы и назначении выборов в третью. Одновременно, в нарушение базовых статей основных законов от 23 апреля 1906 г. был издан текст нового избирательного закона, который сводил до минимума избирательные права трудящихся. Более чем на 30 % возросло число выборщиков от помещиков, а число выборщиков от крестьян уменьшилось на 56 %. Этот шаг царского правительства получил название «третьеиюньского государственного переворота 1907 г.»

III Государственная Дума – единственная, отработавшая предусмотренный законом пятилетний срок. В результате выборов большинство мест в Думе получили помещики и крупная буржуазия. Председательствовали в ней октябристы Н.А. Хомяков, А.И. Гучков и сменивший его М.В. Родзянко. За пять лет своей деятельности (1 ноября 1907 г. – 9 июня 1912 г.) Дума третьего созыва утвердила многие законопроекты, направленные на усиление администрации, полиции, жандармерии, ограничения прав национальных регионов.

В 1912 г. после Ленских событий в стране усиливается революционный подъем. Страна вновь встала перед дилеммой: реформа или революция. В этих условиях все более напряженными становятся отношения между правительством и Думой.

IV Государственная Дума действовала с 15 ноября 1912 г. до 25 февраля 1917 г. (по сроку окончания ее полномочий существует научная дискуссия, связанная с проблемой правопреемства государственной власти в России). Руководящая роль принадлежала в ней проправительственной партии октябристов (председатель М.В. Родзянко), блокировавшихся в зависимости от обстановки либо с правыми партиями, либо с кадетами. Дума многое сделала для развития народного образования в России, кратно увеличив ее финансирование, приняла рабочее законодательство. В ней образовалась фракция прогрессистов, выражавшая интересы оппозиционной правительству буржуазии.