Российская империя между реформой и революцией

РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX в.

Россия в начале ХХ века была аграрно-индустриальной страной с неограниченной монархической властью. Недореформированная империя оказалась на развилке реформ и революций. Вступивший на престол в 1894 г. 26-летний Николай II стал последним российским самодержцем.

Из 130 млн. человек около 75 % населения жило в сельской местности. В Российской империи 57 % составляли нерусские народы. В процесс капиталистического развития все больше вовлекались территории Сибири, Дальнего Востока, Кавказа и Средней Азии.

Социальная структура российского общества была сословной. Господствующим сословием оставалось дворянство. Его экономические позиции слабели: около 40 % дворян составляли помещики, но более половины из них принадлежали к мелкопоместным. Другим привилегированным сословием являлось духовенство. К началу века оно насчитывало около 600 тыс. человек (в три раза меньше дворянства). Сама православная церковь была частью государственного аппарата и управлялась обер-прокурором Синода.

Около 600 тыс. человек принадлежали к купечеству. Это сословие было основой российской буржуазии.

Около 90 млн. человек насчитывало крупнейшее сословие – крестьянство. Оно было главным податным сословием и составляло в 1900 г. 86 млн. человек. Средний размер крестьянского надела на душу сократился с 4.8 десятин в 1861г. до 2,6 десятин в 1900 г.

Особенностью экономического развития России на рубеже XIX-XX вв. было государственное вмешательство в хозяйственную жизнь.

В российской промышленности большую долю составляли казенные предприятия, особенно в военной сфере. Военные заводы России (Ижорский, Обуховский, Балтийский и др.) практически не знали рынка, выполняя государственные заказы.

Первые монополистические объединения наиболее простого типа – синдикаты возникли еще в 1887 г.; «Нобель–Мазут» в 1893 г. С наступлением экономического кризиса 1900-1903 гг. процесс монополизации усиливается.

За годы кризиса были закрыты более 3 тыс. предприятий, в пять раз сократилось железнодорожное строительство, упала деловая активность. Начавшийся в легкой промышленности, кризис с наибольшей силой поразил металлургию и машиностроение. Если в Европе кризис закончился в 1904 г., то в России он перешел в депрессию, продолжавшуюся до 1909 г. В эти годы были созданы мощные синдикаты: «Продамет» (1902), «Продвагон», «Гвоздь», «Продуголь» (1904), «Кровля» (1907). В первое пятилетие 20 века в России существовало более 30 разрешенных правительством синдикатов и огромное количество тайных.

Роковую роль для самодержавия сыграло поражение России в русско-японской войне (1904-1905), показавшей отсталость российской армии и механизмов управления, резко обострившее нараставшую в обществе социальную напряженность. Военные поражения (Мукден, сдача Порт-Артура, гибель 2-й тихоокеанской эскадры в Цусимском сражении) стали символами неспособности правительства отвечать на стоящие перед страной вызовы времени.

К началу столетия повсюду в Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур. В Европе Россия оставалась последней страной, где абсолютизм был практическим способом осуществления государственной власти. Всероссийский император, чей полный титул включал более полусотни географических названий, обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти. В управлении страной он опирался на централизованный и строго иерархизированный бюрократический аппарат, который к началу ХХ в. насчитывал 436 тыс. чиновников. Царь и его ближайшее окружение являлись вершиной бюрократической пирамиды.

В самодержавной России не было законодательных органов, существовал лишь законосовещательный Государственный Совет,разделенный на ряд департаментов. Его решения носили рекомендательный характер. Другой высший орган – Сенат по традиции именовался «правительствующим». Но он сохранил только функции верховного суда по всем инстанциям и надзора, право «толковать» законы.

Исполнительную власть осуществляли министерства. Их деятельность координировал Комитет Министров. Премьер-министр появится в России только в 1906 г. (П.А. Столыпин), до этого каждый министр отвечал лично перед императором.

Основой системы государственного управления было Министерство внутренних дел, которому подчинялась вся местная администрация: генерал–губернаторы, губернаторы, градоначальники. Изменения, происходившие в обществе в связи с изменениями в его социально-экономической жизни диктовали необходимость изменений и в политической сфере. Революция 1905-1907 гг. способствовала резкому ускорению темпов общественных преобразований.

Усиление до предела всех противоречий российского общества, неспособность царского правительства осуществлять реформы, слабость и непоследовательность русской буржуазии, а также возросшая политическая зрелость и организованность революционных сил делали революцию неизбежной.

Первая российская революция по своим целям (свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидация помещичьего землевладения, уничтожение сословий, решение национального вопроса) была буржуазной. Сметая феодально-крепостнические пережитки, она должна была расчистить путь для более прогрессивного типа капитализма.

Однако революцию 1905-1907 гг. не была традиционной буржуазной революцией. Это была буржуазно-демократическая революция, в которой буржуазное содержание преобразований сочеталось с народным характером ее движущих сил. Российская революция значительно отличалась от буржуазных революций XVII-XIX вв. по роли в ней буржуазии.

Радикальный характер революции, участвующих в ней партий левого толка, отсутствие политической организации российской буржуазии привел к расколу в лагере противников правящего режима. Значительная часть буржуазии выступала за ограничение власти монархии, при сохранении для нее гарантий социальной стабильности. Несмотря на разногласия внутри либерального лагеря о будущей модели развития страны, его представители принципиально расходились с радикалами в методах общественных преобразований, отвергая социальную революцию, как средство, ведущее к разрушительным для общества последствиям, несмотря на кажущуюся эффективность с точки зрения сроков и степени радикальности социальных изменений.

Революция привела в движение все классы и слои общества, ускорила процесс образования новых политических партий, активизировала деятельность уже имеющихся. Важной особенностью оформления политической структуры российского общества являлась необычная последовательность процесса образования партий. Если в странах Западной Европы этот процесс начинался оформлением буржуазных, а заканчивался созданием марксистских рабочих партий, то в России было все наоборот. Сначала возникли партии рабочего класса (РСДРП, 1898 г.), а затем уже в ходе революции стали оформляться политические организации помещиков и буржуазии (1905).

Российская социал-демократическая рабочая партия к 1905 г. была расколота на два течения: большевистское и меньшевистское, между которыми с началом революции наряду с организационными разногласиями появляются и тактические, а, впоследствии, и стратегические.

Вторая революционная политическая партия России – партия социалистов–революционеров выражала интересы широких крестьянских слоев. Программа партии эсеров носила ярко выраженную антимонархическую направленность. Они выступали за уничтожение частной собственности на основные средства производства и прежде всего на землю, за коллективную форму организации труда, автономию экономических единиц.

В самый разгар революции после опубликования 17 октября 1905 г. царского Манифестаначинают оформляться политические партии представителей господствующих классов.

До 1905 г. деятельность существующих помещичьих кружков носила не политический, а культурно-просветительское общество «Русское собрание» в годы первой революции быстро политизируется и 8 ноября 1905 г. в Петербурге преобразуется в «Союз русского народа». В конце 1905 – начале 1906 г. отделения «Союза» создаются по всей стране от Риги до Владивостока.

В октябре 1905 г. образовались две крупные политические партии, представлявшие интересы российской буржуазии, интеллигенции, части чиновничества и служащих: Конституционно-демократическая партия (впоследствии Партия народной свободы) (кадеты) и «Союз 17 октября» (октябристы).

Октябристы отражали интересы крупной торгово-промышленной буржуазии и ставили своей целью оказание содействия правительству в деле спасительных реформ, направленных к всестороннему обновлению государственного и общественного строя в России.

Социальный состав партии кадетов, главной партии российского либерализма, отличался от социального состава октябристов. В нее входили представители средней и мелкой буржуазии, широкие слои буржуазной интеллигенции. Кадетскую партию называли самой интеллектуальной партией России. В различное время в партии активно работал цвет отечественной юриспруденции С.А. Муромцев, В.Д. Набоков, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский и многие другие.

Конституционные демократы исходили из того, что любые изменения в политическом строе должны явиться результатом мирной эволюции. Главной целью своей деятельности они считали борьбу за социальные реформы, в т.ч. и государственного строя страны.

Таким образом, в годы первой революции в России сложилась следующая расстановка политических сил: крайне правый фланг – политические партии крепостников – помещиков во главе с царской бюрократией («Союз русского народа», «Совет объединенного дворянства», «Союз Михаила Архангела» и т.п.). Левый фланг был представлен партиями радикального толка (РСДРП, эсеры, энесы). Центристские позиции занимали партии либерально-монархической буржуазии (октябристы и кадеты). Революция дала каждой политической организации возможность проверить на практике свои программные, организационные и тактические установки, апробировать средства и методы борьбы.

Российское правительство наряду с репрессиями против оппозиционных выступлений во всех слоях общества осуществляло политику лавирования и уступок. Так, уже в феврале 1905 г. в распоряжении, подписанном царем, давалось обещание «привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей» к участию в предварительной разработке и обсуждении «законодательных предположений» при условии «непременного сохранения незыблемости основных законов империи», то есть самодержавия.