Реформирование образовательных систем в современный период

В ходе реформ повсюду отмечается повышенное внимание к инновационному процессу стандартного типа, предполагающему: освоение новых информационных технологий, модификацию методов преподавания, воздействие на мотивацию к обучению и др. К числу получивших широкое хождение идей, которым придавалось действительно кардинальное значение и которые в принципе могли привести к смене парадигм педагогической деятельности, можно отнести концепцию непрерывного образования. Однако ее общеметодологическая трактовка, представленная, в частности, в докладе ЮНЕСКО "Учиться быть», где под непрерывным образованием понималось такое изменение способа бытия человека, когда он открывается новому опыту, было быстро вульгаризировано традиционной педагогикой. Фактически эта педагогика стала понимать под непрерывным образованием возобновляемое обучение. Отдельными педагогами и психологами ведутся работы прорывного плана, которые можно назвать своего рода «реформами в пробирке». Это, например, новаторские эксперименты видного последователя Пиаже Лауро де Оливейро Лима, выразившего свое кредо в эссе «Обучение архаическое»» творческое», где фактически раскрыта смена культурно-исторических типов образования на современном этапе. Это также деятельность советского психолога Ш. А. Амонашвили, которому удалось изменить эмоционально-психологическую обстановку в начальных классах и заложить основы так называемой «школы радости». Наиболее многообещающим среди экспериментов такого рода, на наш взгляд, является развитие вальдорфских школ, представляющих собой сочетание академического, социально-психологического и культурного сообщества.

На конгрессе ЮНЕСКО в 1996 г. в качестве одной из важнейших целей был определен переход "от компьютерной грамотности к информационной культуре" студентов и школьников. Это предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые он ставит для достижения своих целей. Компьютеры при этом служат лишь в качестве средств. Современный выпускник должен владеть системно-информационным подходом к анализу окружающего мира, владеть методами и средствами работы с информацией. Этой цели можно достигнуть при допрофессиональной подготовке, методические разработки, для которой пока разрозненны и несовершенны, существуют для отдельных регионов, школ или даже отдельных классов. Далеко не каждая школа обеспечена по всем предметам преподавателями высокого профессионального уровня. В то же время в мировой сети телекоммуникаций накоплен огромный запас информации, в том числе образовательного направления. Дать учащимся доступ к этому богатству - значит резко повысить их образовательный и интеллектуальный уровень.

Несмотря на все эти поиски, реформаторство на государственном уровне пока остается в плену тех педагогических воззрений и той педагогической практики, которые, в конечном счете, лишь усугубляют кризис образования. И только отдельные локальные инициативы свидетельствуют о возможности иных путей, о наличии иных педагогических сил, о неисчерпанных еще резервах «самовозрастания логоса», пусть находящихся за пределами устоявшихся форм существования современной цивилизации.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Какова роль и цели образования в современном мире?

2. В чем выражается кризис современного образования?

3. Как происходит реформирование образовательных систем в современном мире? Ответ проиллюстрируйте примерами.

4. Расскажите о современных методах организации познавательной деятельности учащихся.

 

Темы для самостоятельной разработки:

 

Тема 1. Современные теоретические проблемы школьного воспитания и обучения;

Тема 2. Теория и практика проблемного обучения;

Тема 3. Проблемы политехнического и профессионально-технического образования.