Реформирование образовательных систем в современный период

Педагогическая интеграция как средство разрешения глобальных проблем образования

Роль и цели образования в современном мире. Кризис образования как одна из глобальных проблем современности

ТЕМА 15. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

1. Роль и цели образования в современном мире. Кризис образования как одна из глобальных проблем современности

Атрибутами глобально ориентированного образования сегодня являются:

- обновление содержания образования и педагогического процесса на основе гуманистических идей;

- подготовка обучающихся к жизни в целостном взаимосвязанном мире;

- обеспечение равных возможностей для получения профессионального образования, независимо от нации, социального происхождения, здоровья, возраста обучающихся

Современная образовательная система сегодня ориентирована на результативность, на удовлетворение принятым стандартам подготовленности школьников к поступлению в определенный ВУЗ или к получению престижной работы, обеспечивающей желаемый образ жизни. Но общеобразовательная школа не должна выполнять социальный заказ общества: готовить специалистов в данный момент востребованных обществом. Образование призвано опережать другие сферы общественной жизни человека; тогда сам человек будет готов к изменениям в обществе и, прежде всего, к самоизменениям.

В связи с этим, одна из главных общих целей современного образования состоит в развитии у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении. Превращение ученика в субъекта, заинтересованного в самоизменении, обусловливает в дальнейшем становление его как профессионала, способного к построению свой деятельности, ее изменению и развитию. Таким образом, профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе и того, и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, обеспечивающий не случайность профессионального самоопределения, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности - творческой самореализации.

В настоящее время основные противоречия, вызывающие глобальные проблемы, не столько преодолеваются благодаря новой технологической волне, сколько разводятся по разным углам нашей все уменьшающейся планеты. И их географическая и социокультурная поляризация ведет не к уменьшению, а к увеличению напряжения между полюсами. Более того, если на полюсе процветания рядом со сверхпотреблением наблюдаются явные приметы разложения и культурной деструкции, то на полюсе нищеты нарастают ожесточение и агрессия, копится взрывчатый материал, способный привести к куда более разрушительным последствиям, чем уходящее в прошлое противостояние по линии Восток - Запад, ибо прежняя конфронтация носила рациональный, институционализированный и регулируемый характер в противовес конфронтации новой - иррациональной, неинституционализированной и стохастической. Одной из глобальных проблем современности является кризис в сфере образования, который уже выявлен и описан в качестве свершившегося факта. О его наличии свидетельствует ряд показателей:

- дальнейшее увеличение числа неграмотных в мире, приблизившегося к 1 млрд. человек;

- относительное, а иногда и абсолютное свертывание систем образования (к примеру, в СССР с 1986 г. сокращается охват населения всеми видами обучения, а в 1988 г. на 1 тыс. жителей приходилось всего 174 студента против 196 в 1980 г.);

- разрастание такого сравнительно нового явления, как функциональная неграмотность, ставшая бичом экономически развитых стран;

- очевидные дисфункции систем образования, породившие повсеместное снижение его качества.

Итак, наличие и углубление этого кризиса, равно как и его глобальный характер, больших сомнений не вызывают. Но представляет интерес более радикальный вопрос: является ли кризис образования только лишь кризисом развития, преодолимым за счет изменения его рамок, например путем резкого увеличения инвестиций, или он имеет куда более глубокие корни? Изучение данного вопроса показывает, что в политических, экономических, научно-технических и культурно-образовательных инновациях последнего периода нет оснований видеть те обнадеживающие ростки, которые позволили бы рассматривать нынешний кризис лишь в качестве кризиса развития. Напротив, это говорит об углублении корней и расширении масштаба этого кризиса, когда из общеевропейского он превращается в общепланетарный.

Принципиальное значение имеет и тот факт, что общество знаний не может существовать без общества невежества. Более того, тормозя распространение знаний на своей периферии, охватывающей, кстати, четыре пятых человечества, поддерживая режим научно-информационной зависимости третьего мира, общество знаний подрывает свои собственные предпосылки, закладываемые в сфере образования.

В чем же выражается кризис образования?

Во-первых, в кризисе социализации. Если традиционная образовательно-воспитательная практика обеспечивала более или менее органическое вхождение новых поколений в так называемую «взрослую»» социальную жизнь, то в обществе знаний (и даже еще раньше, на позднеиндустриальной фазе) из-за изменении функций семьи, распада ближайшего социального окружения, превращения религиозности в ритуал, чуть ли не единственным общественным институтом, ответственным за социализацию, осталась школа.

Но школа, классическая система образования менее всего пригодна для освоения детьми, подростками, юношами и девушками всего многообразия предстоящих им социальных ролей. Уделом учебных заведений остались жалкие попытки соединения обучения с производительным трудом, преподавания домоводства, закона божьего (Великобритания, многие штаты США), даже этики и психологии семейной жизни (СССР).

Проблема адаптации молодежи к реальной действительности - это одно из тех порождений европейской цивилизации XX века, которые обрекают ощутимую часть начинающих самостоятельную жизнь членов процветающих сообществ на маргинальное существование и девиантное поведение. Решения этой проблемы, если не считать таковым прямое насилие над личностью, пока не найдено.

Во-вторых, в нарастании разрыва между образованием и культурой. Сложившаяся в Европе школа учит знаниям, но не ценностям и нормам, а влучшем случае - лишь приличиям. Духовность, искусство, самосовершенствование и мораль проникают в сферу образования в виде уродливых суррогатов учебных предметов: рисования, нения, физической культуры и т. д. Отсюда еще один феномен - становление молодежной субкультуры, где все регуляторы поведения сведены до релаксации. Эта убогая культура, при нередкой усложненности технического исполнения и вычурности форм, уже фактически оторвала Европу от ее многовекового гуманистического наследия. Главное же заключается в том, что она варварски бедна ценностями и смыслами, уступая здесь духовному миру коренных обитателей Тасмании.

В-третьих, в увеличивающемся год от года отставании образования от науки. Это - одно изсамых парадоксальных последствий синергетического взаимодействия кризиса школы и кризиса цивилизации. Ведь известно, что современное образование - продукт Просвещения, оно выросло из выдающихся открытий первой фазы научной революции.

Но если наука к XX веку кардинально переменилась, признав множественность истины, увидев случайность в необходимости и необходимость в случайности, соединившись с промышленностью, отказавшись от универсальных притязаний и обратившись к этическим исканиям, то система школьных дисциплин мало изменилась. Ее потенциал целиком исчерпывается передачей знаний, информации. Она не сумела адекватно заменить семью, церковь, социальные и профессиональные группы и поэтому готовит человека знающего, но не сознающего, морализующего, но безнравственного, воспитанного, но не культурного. В конечном счете, современной системе образования не удается в полной мере справиться ни со своей новаторской миссией, ни реализовать отвечающие этой миссии регулятивы мышления и поведения, т.е. этики жизни. Напротив, нынешняя школа, скорее, осуществляет тотальное подавление культуры, она преподносит расчеловеченные знания. А это приводит к тому, что во всем цивилизованном мире наблюдается тенденция падения интереса к учению, тяги к знаниям и авторитета школ и университетов.

В создавшихся условиях основной движущей силой общественных процессов становится широкомасштабное манипулирование людьми. И, пожалуй, одна из немногих функций, с которой все еще справляется современная система образования, состоит именно в том, чтобы подготовить не субъектов‚ а объектов такого манипулирования, расчеловечить и обезличить молодое поколение. Вот здесь, в этом занижении человеческого в человеке, по-видимому, кроется самый главный источник всех глобальных проблем наших дней. Собственно говоря, кризис человека есть причина и следствие всех остальных кризисов современности. А предопределенность этого кризиса во многом определяется кризисом системы образования. Вот почему и выход видится в совместном преодолении двух этих кризисов, заключающемся в переделке человеческой природы.