ТЕМА 13. ЗАРУБЕЖНАЯ ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В ХХ в.
Состояние и реформирование отечественной системы школьного образования до 1917 г. (в дореволюционный период)
Школа и педагогика России на рубеже Х1Х-ХХ вв. были на подъеме. Вместе с тем их развитие происходило при резком нарастании внутреннего социального напряжения, в условиях революционных взрывов, региональных и глобальных войн (революции 1905-1907 гг. и 1917 гг., русско-японская война, первая мировая война). Это наложило глубокий отпечаток на школу и педагогическую науку, привело к резкой политизации школьных проблем. Впервые в российской истории школьный вопрос обсуждался при участии политических партий: кадетов, октябристов, эсеров, социал-демократов и др.
Либеральные партии и педагогические организации (кадеты, Московское педагогическое общество, Всероссийский учительский союз и др.) полагали правильным добиваться демократических реформ образования, избегая революционных потрясений. Они выдвинули программу бесплатного обязательного начального обучения, увеличения ассигнований на школу, усиления местного самоуправления в системе просвещения, преемственности ступеней образования, равенства мужского и женского образования. Обширная программа демократических реформ школы была принята на съездах по народному образованию в 1908—1913 гг.
Сходные требования выдвинули радикальные партии, прежде всего, социал-демократы. Педагоги-марксисты (Н.К. Крупская — 1869—1939, В.И. Ленин и др.) использовали опыт отечественной и западноевропейской педагогической мысли. В программе РСДРП (1902) провозглашались демократические реформы школы: обучение на родном языке, отделение школы от церкви, всеобщее обязательное бесплатное обучение до 16 лет. Необходимым условием подобной перестройки школы называлось революционное свержение самодержавия.
В начале века рост числа земских и городских школ превысил темпы роста церковно-приходских школ. Увеличилось число начальных школ с более длительным сроком обучения по сравнению с 3-4 годичными школами. В 1912 г. появились высшие начальные училища с 4-годичным курсом обучения, (после 4-хлетней элементарной школы), преобразованные из прежних городских училищ. Увеличивались масштабы подготовки учителей начальных школ.
Большую роль сыграли частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения: «Дом свободного ребенка» (1906-1909), «Сеттльмент» (1907-1908), «Детский труд и отдых» (1909-1918).
Вопреки сопротивлению сторонников классического направления определенные подвижки в сторону современного образования произошли в 1902 г. Осталось лишь несколько гимназий строго классического типа. В остальных гимназиях за счет сокращения преподавания древних языков было усилено изучение русского языка, истории и географии.
Подобные перемены, однако, не сняли остроты вопроса о реформе средней школы. Под руководством министра народного просвещения П.Н. Игнатьева был составлен План реформы средней школы (1916), которым намечалось создание единой школы (гимназии) с 7-летним курсом обучения и двумя ступенями (1-3-е и 4-7-е классы). После четвертого класса должны были следовать три ветви обучения: неогуманитарное (с базовыми предметами литературой и языками), гуманитарно-классическое (с углубленным изучением древних языков), реальное (с двумя отделениями — естественных наук и математики). Предусматривалось покончить с многопредметностью. В учебном плане должны были доминировать отечественные язык и литература, история и география. Представители нерусских национальностей могли осваивать культуру своего народа.
В 1916 г. Игнатьев был отставлен с поста министра, и его плану не было дано хода.
Путь реформирования программ, форм и методов среднего образования открыли в начале XX в. экспериментальные учебно-воспитательные заведения. Так, по образцу "новых школ" Запада были устроены несколько учебных заведений; школа в Царском Селе (1900 г., руководитель Е.С. Левицкая), гимназия в Новочеркасске (1906 г., руководитель Е.Д. Петрова), гимназия в Голицыне под Москвой (1910г., руководитель О.Я. Яковлева). Наподобие западных "сельских воспитательных домов" под Москвой (станция Лосиноостровская) и Петербургом (станция Поповка) после 1905 г. были созданы "сельские гимназии".
Важным новым явлением в сфере начального и среднего образования стало развитие профессионального и технического обучения, путем учреждения начальных ремесленных, низших и средних технических училищ. Дальнейшее развитие школы было приостановлено первой мировой войной.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие факторы обусловили необходимость реформирования российской образовательной системы в начале 18 века?
2. Какие учебные заведения были открыты в России по инициативе Петра I?
3. Как развивалась русская просветительская мысль в 18 веке?
4. Как происходило реформирование российской образовательной системы во времена царствования Екатерины II?
5. Расскажите о развитии и реформировании российской школы и педагогики в 19 веке;
6. Как осуществлялась демократизация российской школы в дореволюционный период?
Темы для самостоятельной разработки:
Тема 1. В.Татищев – яркий представитель педагогики петровского времени;
Тема 2. Педагогические взгляды и деятельность И.И.Бецкого
Тема 3. История женского воспитания и образования в России;
Тема 4. Создание государственной системы образования в России;
Тема 5. Развитие идеи свободного воспитания в отечественной педагогике;
Тема 6. История военного образования в России