Развитие педагогической науки в 19 веке

В этот период развернулись дискуссии о судьбах школы и воспитания. Среди первых, кто показал всю актуальность реформ воспитания и обучения был Николай Иванович Пирогов (1810-1881). Медик по образованию, основатель новой школы хирургии, Пирогов одновременно был крупным общественным деятелем. С 1856-1858 гг. – был попечителем Одесского учебного округа, а с 1858-1861 возглавлял Киевский учебный округ. Занимаясь административно-педагогической деятельностью, он содействовал работе педагогических советов учебных заведений, принимал меры по совершенствованию преподавания иностранных языков, поощрял творчество и самообразование преподавателей, заботился о расширении педагогического образования (учредил Киевскую семинарию при Киевском университете), уделял специальное внимание улучшению качества преподавания в частных женских школах-пансионатах, учреждал первые воскресные школы, противодействовал сокращению университетской автономии, настаивал на уменьшении платы за университетское обучение, семестровой системе обучения. В его научно-педагогической деятельности особое место занимают идеи самопознания посредством воспитания и образования. Приоритет отдавал нравственному воспитанию, под которым понимал: 1) помощь ребенку в осознании окружающего мира и общественной среды, 2) превращение «добрых инстинктов» в сознательную тягу к идеалам добра и правды, 3) формирование характера и убеждений. Пирогов разработал проект школьной системы. Первая ступень предполагала 2-х годичное обучение на уровне элементарной школы с традиционным набором дисциплин. Предлагал обучать во все времена года, широко использовать наглядность, по возможности соединяя обучение с ремесленной подготовкой. На азе начальной школы планировал создать две ветви среднего образования – реальную и классическую. Каждая ветвь должна была состоять из двух звеньев: прогимназии и гимназии. Срок обучение в прогимназиях составлял 4 года. Реальная гимназия должна была готовить абитуриентов для высших технических заведений, а классическая гимназия – будущих студентов университетов.

Другим крупнейшим представителем русской педагогики 19 века был Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Ушинский по праву считается основоположником педагогического образования в России.

Ушинский считал педагогику не наукой, а искусством, причем «высшим из искусств», потому что она призвана усовершенствовать самое сложное – природу человека, «его душу и тело». Человек – часть природы и, как всякий живой организм развивается. Необходимо изучить причины развития человека. Необходимо изучение природы и сущности человека во всех ее сложных аспектах. Такую возможность дают науки о человеке, «в которых изучаются телесная и душевная природы человека» (биология и психология).

Основополагающий тезис Ушинского - двуединство обучения и воспитания. При этом задачи воспитания определялись как наиболее существенные. Цель всей воспитательной системы К.Д. Ушинский видел в формировании человека разумного, нравственного, гуманного, чувствующего. Воспитательные средства, по его убеждению, определяются двумя основными факторами – свободной инициативной деятельностью ребенка и средой. Воспитывает же ребенка только та деятельность, которая доставляет ему радость, «излюбленная» деятельность. Именно такая деятельность оказывает положительное нравственное влияние на него, гармонически развивает умственные и физические способности.

Особое значение К.Д. Ушинский придавал детской игре, в которой «самостоятельно работает детская душа». Игра есть свободная деятельность ребенка. В игре формируются все стороны детской души: ум, сердце, воля, характер. При этом руководящая роль воспитателя остается. Он должен научить детей играм, помочь подобрать товарищей, найти средства и прекратить игру, если она вредно действует.

Очень важным средством для осуществления правильного воспитания Ушинский считал учение - учебный труд.

Учение для ребенка – сложный умственный труд, который требует напряжения ума, воли, всех душевных сил. Обучаясь, дитя развивается, получает «материал для будущей душевной деятельности». Но жизнь ребенка не может быть ограничена только учением, она должна быть многосторонней и содержательной. Педагогу необходимо помнить, что силы маленького школьника не велики, а требования учения при современном состоянии науки огромны. Поэтому важно призвать в помощь интерес ребенка, давать ему возможность пользоваться «плодами учения» в жизни. Ушинский призывает родителей и педагогов воспитывать у ребенка стремление к деятельности в такой же мере, как и стремление к свободе.

Большое внимание уделял нравственному воспитанию, понимая, что это чрезвычайно сложная задача. Основой нравственного воспитания считал религию, которую понимал как залог нравственной чистоты. Общими идеалами воспитания называл воспитание патриотизма, человечности, любви к труду, воли, честности, чувства прекрасного. Ушинский назвал четыре «деятеля» в нравственном развитии ребенка – 1) игру, 2) труд, 3) учение и 4) школьную и семейную жизнь ребенка.

Ребенок должен находить в деятельности радость, наслаждение, счастье, т.к. именно эти переживания выступают действенным средством его нравственного воспитания.

Систематические неудачи в значимой для ребенка деятельности подрывает его веру в себя, он отказывается от усилий, что приводит к появлению таких негативных качеств, как лень и упрямство.

Лень, по определению Ушинского – это бездеятельность. Ее причины различны. Так ребенок может быть не расположен к той деятельности, к которой призывает его воспитатель. Надо организовать учение так, чтобы оно было «интересным не только по своему внутреннему содержанию, но и по легкости успеха».

Рекомендовано также организовать учение, школьную и домашнюю жизнь ребенка так, чтобы он мог включиться в многосторонние отношения и многообразные виды деятельности. Ребенок обязательно должен обнаружить склонность к чему-либо, что его радует, приносит удовлетворение. Воспитательное и развивающее значение, утверждает Ушинский, имеет только деятельность свободная.

Упрямство – распространенное явление детской жизни. Эта проблема остается актуальной и для современной воспитательной практики. Нередко, отмечает педагог, скрытой причиной упрямства является «врожденное человеку чувство права». Ребенок «считает себя вправе поступить по своей воле» и настаивает на своем, хотя то, чего он добивается, уже стало для него безразлично. Это – своеволие, которое, будучи «истинным в основе», может развиться в неуступчивость, неуживчивость, придирчивость.

Важнейшим для первоначального обучения ребенка Ушинский считает время начала учения. Раннее обучение, как и позднее, принесет развитию ребенка непоправимый вред. Всякое органическое развитие, пишет он, – совершается в определенный период времени, и наше дело – не ускорять и не замедлять этого развития. Оптимальным для начала школьного обучения Ушинский считает возраст 7 лет. На седьмом году жизни Ушинский советует заниматься с ребенком рисованием, учить его слушать то, что ему говорят, высказывать свои мысли.

Уже в начале обучения Ушинский советует отделить обучение от игры и сделать учение серьезной обязанностью ребенка. Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения.

Память, отмечает Ушинский, – процесс психофизический, материалом для ее развития выступает содержание, т.е. «память развивается в том, что она содержит». Развитию памяти, по мнению педагога, будет способствовать упражнение в произвольном «воспоминании». Необходимо заставить себя вспомнить то или другое. Ушинский пишет, что «все психическое развитие живого существа есть, собственно, развитие памяти». Развитие процессов памяти Ушинский видит в единстве с развитием рассудочной деятельности.

Начиная с первого года обучения, Ушинский рекомендовал уделять особое внимание развитию логического мышления у детей. Он говорит не просто о развитии мышления, а о развитии рассудка (сознания) и разума. «Ум без разума – беда», – приводит он народную пословицу. Говоря о развитии мышления, Ушинский, вместе с тем, подчеркивает, что «формальное развитие рассудка есть несуществующий призрак, что рассудок развивается только в действительных реальных знаниях, что самый ум есть не что иное, как хорошо организованное знание». Ушинский заостряет особое внимание на проблеме обучения учащихся учиться, формирования у них желания и потребности учиться уже в первые школьные годы. Дитя выучивается учиться, а это в первоначальном обучении важнее самого учения. От этого зависит успех или неудача ребенка в старших классах школы. Книга, учение, должны помогать ребенку постигать окружающий его мир, разбираться в нем и в самом себе, пробуждать потребность в познании.

В теснейшей связи с рассудочным процессом находится воля. Ушинский подчеркивал, что вообще весь процесс обучения является волевым процессом, не все в учении интересно и многое надо будет «взять силою воли», а волю необходимо воспитывать.

В основе предложенной Ушинским методики нравственного воспитания – отказ от педагогики «страха». От поддержания школьной дисциплины путем поощрений и наказаний. Он предлагал воспитывать школьника в атмосфере здравомыслия и гуманности. Важным способом нравственного воздействия считал убеждение словом, примером наставника с опорой на личный опыт ребенка. Наказания считал крайними средствами воспитания. Предпочтение отдавал наказаниям предупредительного характера: замечанию, снижению отметки за поведение.

Еще одно великое дело Ушинского – создание теории подготовки учителя. Во-первых, Ушинский стал идеологом педагогического образования в России. Во-вторых, он показал великую роль педагогической литературы в формировании учителя. В-третьих, Ушинский создал теорию подготовки народного учителя. В-четвертых, теория и практика женского образования, созданная Ушинским, предусматривала педагогическую подготовку девушек, достаточную для дошкольного воспитания и первоначального обучения.

Разработкой этой теории Ушинский по сути поставил вопрос об открытии педагогических факультетов при университетах.

Каким же должно быть развитие учителя, если говорить о нем более определенно?

Во-первых, в каждом учителе должно быть органически развито то качество, которое Ушинский называл народностью. Оно должно быть присуще каждому воспитателю русской школы. Следовательно, учитель не просто несет детям идеи народности, но всей своей личностью, своим характером и своей культурой олицетворяет подлинную народность.

Второе качество – глубокая христианская вера, потому что «вне христианства нет для человека идеала нравственности, нет нравственных основ, а, следовательно, нет и нравственных стремлений, которыми он должен руководствоваться при воспитании детей».

В третьих, убеждение воспитателя в высоком предназначении учительской профессии, воспитательной деятельности. Это должна помнить каждая мать, воспитывающая своего ребенка. Это должен знать каждый учитель, в какой бы школе он ни работал. И педагог должен быть глубоко убежден не только в высоком предназначении своей деятельности, но истинности того предмета, который он ведет, а главное, он должен быть убежден в том, чему он хочет воспитать своих воспитанников.

В-четвертых, учитель должен быть подготовлен профессионально.

Таким образом, любой учитель, любой воспитатель должны сочетать в себе высокое личное развитие: народные черты характера в их «благороднейшей форме», глубокую православную веру, подлинную нравственность, искреннюю убежденность в великом предназначении своего дела и столь же высокие профессиональные знания и мастерство.

Выдвинул ряд важных требований к проведению урока: планирование, органический переход к новому знанию, гигиена занятий. Непременным дополнением к классной работе считал домашнюю самостоятельную работу. Навыкам такой работы детей нужно учить («домашние уроки»). Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Общая дидактика занимается базовыми принципами и методами обучения, а частная – использует эти принципы в отношении отдельных учебных предметов. К общим методам относил синтетическое и аналитическое преподавание, а к частным – устное изложение, лабораторно-практические работы, устные и письменные упражнения с книгой.

Нельзя не сказать и о группе методистов, которая внесла большой вклад в реформирование процесса обучения в школе в 1860-х гг.: Николай Федорович Бунаков, Николай Александрович Корф, Иосиф Иванович Паульсен, Владимир Яковлевич Стоютин, Виктор Петрович Острогорский, Василий Иванович Водовозов.

Особая роль в вопросах воспитания и образования принадлежит Льву Николаевичу Толстому. Открывая в 1859 г. в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, Толстой полагал, что его общественный долг – нести крестьянам просвещение. Понимал, что отечественная школа нуждается в реформировании, при котором были бы учтены как национальные особенности, так и социальные перемены. После поездки за границу, Толстой принял идеи Руссо о «свободном воспитании». В связи с этим главный пункт педагогической концепции Толстого – идея «свободного воспитания». Утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие., следовательно задача воспитателей оберегать гармонию, которой человек обладает от рождения. Учитель не должен руководить нравственным воспитанием учеников: «Критериум педагогики есть только один – свобода». Идеальную школу представлял как свободное содружество, где одни сообщают знания, а другие свободно воспринимают их. Таким образом, функция школы – свободное обучение. Но толстовское понимание «свободного воспитания» существенно отличалось от руссоистского. Толстой видел свободу не в воспитании вне цивилизации, а напротив – в условиях общественной свободной жизни. В дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов. Именно так он попытался организовать деятельность в своей школе, построив ее на любви к детям, вере в их творческие способности, отсутствии давления на личность ребенка.

Определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания учебных занятий не было. Толстой замечает, «как начнем иной раз говорить о чем - нибудь интересном , так увлечемся , что проговорим до вечера». Домашних заданий не было . Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось , они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями , что им приходилось напоминать о том , что пора по домам. Какие бы то ни было взыскания и наказания в Яснополянской школе отсутствовали.Яснополянская школа представляла собой, несомненно, ценный педагогический опыт. Своими достижениями она во многом обязана гениальности и педагогическому мастерству Толстого, но его опыт остался незавершенным.Крупными недостатками Яснополянской школы были: недооценка систематических знаний, отсутствие твердого учебного плана, программ и расписания занятий, отсутствие правильного распорядка, приучающего детей к чувству долга, к организованности и дисциплине.Следует отметить, что вопрос о содержании обучения в народной школе Л.Н.Толстой решал в разные периоды своей педагогической деятельности различно и противоречиво. В первом периоде он считал достаточным «Марфутку и Тараску выучить хотя бы немножко тому, что мы сами знаем», имея в виду обычную программу школы того времени -- чтение, письмо, арифметика, закон божий. Затем мерилом, определяющим содержание обучения и объем учебных предметов, Толстой считал интерес учащихся. Он насчитывал 12 учебных предметов в школе, но объем их и время, которое отводилось на занятия каждым из них, зависели от желания детей. Наконец, в последние годы педагогической деятельности установка, определяющая содержание обучения опять менялась: самым главным в обучении Толстой признавал религиозно-нравственное воспитание в духе «очищенного христианства». Школу, в которой учитель «ограничится одним внешним, механическим обучением арифметике, грамматике, орфографии», Толстой называл пустячным делом.В воззрениях Толстого в этот период было верно его признание, что недопустимо разделять воспитание и образование. В письме 1909 года к Булгакову Толстой писал: «Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании, давнишних и последних окажутся и противоречия и неясности… Во-первых, скажу, что разделение, которое я в педагогических статьях делал между образованием и воспитанием, искусственно. И образование и воспитание нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно».Выдвинув в противоположность своим прежним взглядам совершенно правильное положение-- принцип воспитывающего обучения, Толстой, однако, наполнил его реакционным содержанием, требую, чтобы в основу воспитания и образования было положено религиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивление злу насилием, и т.п.Толстой высказал много ценных мыслей о методике обучения. При выборе методов он советовал исходить из отношения учеников к тому или другому методу. «Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики», - писал Толстой. Он указывал, что не следует придерживаться какого-либо одного метода, так как нет такого метода, который бы обладал универсальными свойствами. Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество.Среди различных методов обучения Л.Н.Толстой особое место отводил живому слову учителя, и сам владел этим методом в совершенстве, умея глубоко заинтересовать детей и вызвать у них глубокие переживания. Придавая большое значение развитию творчества детей, Толстой рекомендовал давать учащимся самостоятельные работы, например сочинения на различные темы. В полной педагогической поэзии статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Толстой художественно описал процесс написания учениками коллективного классного сочинения. «Надо вести преподавание так, чтобы все учащиеся успевали» говорил Толстой. В методическом приложении к «Азбуке» он перечисляет условия, при соблюдении которых будет достигнуто успешное обучение :если ученику не говорят о том , чего он не может знать и понять, а также о том, что он хорошо уже знает; если там где учится ребенок , нет привычных предметов и лиц ; если ученик не стыдиться учителя и товарищей, а между ними существуют простые и естественные отношения; если ученик не боится наказаний за непонимание, если ум ученика не переутомляется и каждый урок посилен ученику. «Если, -- писал Л.Н.Толстой -- урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим и не будет делать ни каких усилий; если урок слишком легок, будет тоже самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении».Ученики должны усваивать знания сознательно; правила, определения должны сообщаться ученикам как выводы из достаточно усвоенного ими фактического материала.Придавая большое значение жизненности преподавания, приучая учащихся к наблюдательности, Толстой широко практиковал в Яснополянской школе экскурсии и опыты, пользовался таблицами и картинками, отдавая должное принципу наглядности. Вместе с тем он справедливо едко высмеивал те извращения принципа наглядности, которые рекомендовались немецкими методистами в виде так называемых «предметных уроков». Толстой относился критически к звуковым методам обучения грамоте, который рекомендовали все лучшие русские педагоги 60-90-годов. Он отмечал, что согласная буква без гласной не может быть произнесена. По предложению Толстого Московским комитетом грамотности была даже организованна экспериментальная проверка результатов обучения грамоте звуковым методом и методом Толстого в двух школах с одинаковым возрастным составом учащихся. Обучение продолжалось семь недель, после чего была назначена экспертиза, не давшая, однако, определенного результата: степень грамотности в обоих классах оказалась примерно одинаковой.