Реорганизация и развитие национальной системы образования в 19 веке

В первой половине XIX века в развитии школы и педагогики России наступает важный этап в формировании национальной системы образования. Эволюция школы и педагогической науки происходила в условиях нараставшего общественного кризиса. Сформированная система государственного образования отразила этот кризис, сохранив традиции сословного образования. Основным препятствием для развития школы и педагогической науки в таком направлении являлись крепостнические отношения, традиции сословного обучения и воспитания.

В годы царствования Александра I (1801-1825) в 1802 г. было создано Министерство народного просвещения. На протяжении 1802-1804 гг. произошла реформа народного образования.

Реорганизация национальной системы образования началась с принятия Предварительныхх правил народного просвещения (1803) и Устава учебных заведений, подведомых университетам (1804). Новая система предусматривала 4 ступени образования; университеты (высшая ступень), гимназии (средняя ступень), уездные училища (промежуточная ступень), приходские школы (низшая ступень). Создавались 6 округов, в каждом из которых должен был быть университет и примыкавшие к нему средние учебные заведения.

Преобразование прежних гимназий, главных народных училищ в гимназии нового типа, а малых народных училищ — в уездные растянулось почти на два десятилетия. Менее всего удалась реформа приходских школ. Их число росло медленно, прежде всего, из-за нехватки средств.

Все более заметную роль в школьном деле приобретала частная инициатива. Возникли частные учебные заведения, которые успешно конкурировали с государственными: Ришельевский лицей в Одессе (в дальнейшем был преобразован в университет), Ярославский лицей. Лазаревский Институт восточных языков в Москве, подмосковный пансион В.В. Измайлова и др. Заметную роль в становлении частных начальных учебных заведений сыграли декабристы (Ф.П. Глинка. Ф.Н. Толстой, С.П. Трубецкой и др. объединились в Вольное общество учреждения училищ). Декабристы понимали, что основная масса населения по-прежнему остается бесправной и необразованной и пытались внести свой вклад в решение данной проблемы (это была одна из причин их выхода на Сенатскую площадь в декабре 1825 г.)

В годы царствования Николая I (1825-1855) система образования и школьная политика продолжали изменяться. Новый царь стремился выработать единообразную школьную политику, которая бы способствовала укреплению общественной стабильности.

В 1828 г. министром просвещения был назначен граф Ливен, при котором был принят новый Устав о начальных и средних школах (1828). В Уставе подтверждалась существовавшая четырехуровневая система образования и провозглашался принцип - "каждому сословию свой уровень образования". Соответственно этому принципу приходские училища предназначались для низших сословий, уездные училища - для детей купцов, ремесленников и прочих "городских обывателей", гимназии - для детей дворян и чиновничества.

С 1830-х гг. происходит оформление новой социальной группы - разночинцев, которые становятся носителями идей переустройства общества, а том числе образования и воспитания. К 1860-м гг. было найдено и название для этой группы - интеллигенция.

В 1849-1852 гг. была проведена реорганизация, в результате которой были созданы 3 типа гимназий: 1) с двумя древними языками; 2) с обучением естествознанию и законоведению; 3) с обучением законоведению.

Возрастала роль частных учебных заведений. Они находились под контролем Министерства просвещения. Согласно правилам 1834 г, и решению 1845 г., преподаватели частных учебных заведений получили права, статус, субсидии на заработную плату и пенсии, одинаковые с преподавателями государственных школ.

Университеты превратились в важные центры науки, в том числе педагогической. В некоторых университетах появились кафедры педагогики. Например, в 1851 г. такая кафедра была открыта в Московском университете.

Таким образом, в первой половине XIX в. школа продвинулась вперед, скорее, в качестве, чем в количестве. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие европейской и мировой культуры. Но основная масса народа оставалась бесправной, находилась вне этой культуры, без сколько-нибудь систематического образования.

Но наиболее значительное развитие школы и педагогики в России Нового времени пришлось на вторую половину 19 века – эпоху важных социальных реформ, предпринятых в ходе отмены крепостного права. Этот период по праву можно назвать «периодом расцвета» национальной русской педагогики.

О росте интереса к педагогике и школе свидетельствуют факты формирования педагогической журналистики, создания научных педагогических обществ. Так, в конце 1850- начале 1860-х гг. появилось несколько специальных педагогических журналов: «Журнал для воспитания» (1857), «Русский педагогический вестник» (1857), «Учитель» (1861), «Ясная поляна» (1861) и др. Возникли Санкт-Петербургское педагогическое собрание (общество) (1859), Комитет грамотности при Вольном экономическом обществе (1861).

В ноябре 1855 г. были приняты новые правила поступления и обучения в университетах. Правилами отменялись ограничения числа поступающих в университеты.

В 1856 г. был восстановлен Ученый комитет, который занялся подготовкой проектов новых школьных уставов. В его деятельности принимали участие такие видные педагоги и общественные деятели как Н.И. Пирогов, К. Д. Ушинский. Ученый комитет подготовил 3 проекта (1860, 1862, 1864 гг.), на основе которых был создан новый устав средних школ (1864). Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Ученики обязаны были вносить плату за обучение, но дети малоимущих родителей от платы освобождались (но их количество не должно было превышать 10 % от общего числа учеников). Впервые появилась выдача денежных пособий и стипендий особо отличившимся ученикам.

Устав объявлял о создании гимназий классического и современного образования с 7-летним курсом обучения. Были узаконены три типа средней школы: 1) классическая гимназия с двумя древними языками, 2) классическая гимназия с латинским языком, 3) реальная гимназия без древних языков. Обязательными дисциплинами являлись: закон Божий, история, география, русский, литература, математика. В классических гимназиях добавлялись древние или современные языки, а в современных – естественные науки и черчение. Кроме того, учреждался новый тип неполного среднего образования – прогимназия с 4-летним курсом обучения по программам классического или современного образования.

В июне 1864 г. был принят устав по начальному образованию. Начальные школы также объявлялись открытыми для всех социальных групп. Кроме того, уставом определялся порядок деятельности министерских, земских и частных начальных школ.

В июне 1863 г. был утвержден новый университетский устав, в соответствии с которым университеты получили более значительные права на автономию, чем по уставу 1804 г.

К важным школьным реформам 1860-х гг. следует также отнести разрешение открывать новые частные школы, учреждение женских гимназий, отмену телесных наказаний в школе.

Эпоха значительных школьных реформ закончилась в 1866 г. после неудачного покушения на Александра II. С этого времени начался период консервативной политики в отношении школы. Деятельность учебных заведений, преподавателей, студентов стала жестко контролироваться. А в 1881 г. после убийства Александра II, школа вошла в затяжную полосу реакции. Начались репрессии против студенчества. В 1882 г. был принят новый университетский устав, который положил конец автономии университетов, студенческим свободам. Все это вызвало сопротивление студентов, которые выдвигали требования по поводу автономии и вопреки уставу объединялись в организации в виде землячеств. Кроме этого было ограничено обучение в классической гимназии детей из малоимущих слоев, возросла плата за обучение. Политика в отношении начальных школ основывалась на идее приоритета священного синода в системе элементарного образования и контроля с его стороны за учебными заведениями. В связи с этим, в течение 1881-1894 гг. количество церковно-приходских школ возросло почти в 8 раз. Программы в таких школах были весьма урезанными и включали: церковное пение, чтение религиозных текстов, письменный и устный русский язык, арифметику.