Реформирование и состояние российской образовательной системы в первой половине 18 века

Состояние и реформирование отечественной системы школьного образования до 1917 г. (в дореволюционный период)

Развитие педагогической науки в 19 веке

Реорганизация и развитие национальной системы образования в 19 веке

Русская просветительская мысль и реформы школьного образования во второй половине 18 века

Реформирование и состояние российской образовательной системы в первой половине 18 века

К XVIII веку Россия превратилась в обширное многонациональное феодально-абсолютистское государство. В интересах роста производительных сил и укрепления обороноспособности страны дворянское правительство Петра I осуществило различные реформы в области культуры, науки и техники.

В самом начале 18 века Россия переживала реформы воспитания и образования, которые были вызваны важными социально-экономическими факторами: политическим лидерством дворянства, укреплением позиций купечества и промышленников, формированием режима абсолютизма, трансформацией аппарата чиновников, созданием новой армии. Наметился переход от сословного общества к гражданскому. Россия вступала на путь общеевропейского развития, что выразилось в усилении внимания к отдельной личности и создании национальной школьной системы.

В конце XVII - начале XVIII вв. Россия пересматривает курс развития, в том числе в сфере школьного образования, равняясь на западный опыт. Произошло это по инициативе Петра I. При нем был введен обычай посылать за границу молодых людей (обычно дворян) для обучения корабельному и мануфактурному делу, военным наукам.

Среди первых представителей русского Просвещения следует назвать родственника Петра - Федора Салтыкова (ум. в 1715 г.) и участников школьных реформ Василия Никитича Татищева (1686-1750),. Феофана Прокоповича (1681-1736), Ивана Тихоновича Посошкова (1653-1726). Салтыков представил план учреждения светских учебных заведений, которые напоминали европейские учебные заведения – дворцовые школы. Татищев изложил в рационалистическом духе идеи воспитания и обучения в ряде сочинений, прежде всего, в "Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ" (1733). Основная цель "Разговора" - доказать необходимость отправки молодых людей за границу для обучения нужным и полезным наукам. Разработанная Татищевым программа дворянского воспитания предусматривала обучение светским наукам и религии. Он выдвинул план открытия академий или университетов, гимназий и академий ремесел. Татищев обосновывал идею, что учитель должен не только знать свой предмет, но и обладать умением обучать.

Прокопович являлся деятельный участником школьных реформ, сторонником светского образования. В книге-букваре "Первое учение отрокам" Прокопович давал педагогические рекомендации и советы родителям и воспитателям, подчеркивая важность воспитания для судьбы человека ("каков кто отрок есть, такси и муж будет").

Посошков изложил свои взгляды в трактате "Завещание отеческое"(170б). В этом труде причудливо уживались старорусский консерватизм (враждебность к иноземцам, инакомыслию) и горячая поддержки просветительских реформ Петра. Посошков помышлял об организации повсеместного женского образования, всеобщего начального обучения крестьян ("нужно так устроить, чтобы и в малой деревне не было безграмотного человека").

Свой проект школьной реформы представил Петру I немецкий ученый и философ Г. Лейбниц (1646-1716). Главным его отличием было положение об обучении на основе энциклопедических программ.

Таким образом, для развития педагогики и школы большое значение имели такие важнейшие просветительные события, как введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы, в частности издание первой газеты «Ведомости», выпуск светской оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук. Реформирование системы школьного образования происходило в двух основных направления: 1) в сфере светской школы и 2) в сфере духовной школы. Крупнейшим событием культурной жизни России было открытие первых светских государственных школ.

В начале XVIII века в России появились государственные школы различных типов. Подобная реформа была одним из направлений преобразований Петра I. Эти школы отличались практической направленностью и в то же время не были узкопрофессиональными. В них не только готовили моряков, мастеровых, строителей, писарей и пр., но и давали общее образование (родной и иностранные языки, арифметика, философия, политика и пр.). По преимуществу создавались дворянские учебные заведения (для "знатных особо детей"). Но сословный принцип нередко нарушался, так что в новых учебных заведениях оказывались представители других социальных слоев.

Первым из созданных при Петре I учебных заведений была учрежденная в Москве школа математических и навигацких наук в Сухаревой башне (1701). Это было первое реальное училище в Европе.

Московская школа, функционировавшая в течение первой половины XVIII века, была государственной, в ней обучалось ежегодно не менее 200, а иногда до 500 учащихся.

В учебный план школы входили математика (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия), астрономия, географические сведения и специальные науки: геодезия, мореплавание и другие светские науки. Являясь профессионально-техническим учебным заведением широкого профиля, школа выпускала специалистов разных профессий.

Сюда принимали учащихся, «добровольно хотящих, других же паче, со принуждением». В принудительном порядке зачислялись дворянские дети, не желавшие учиться вследствие косности, привычки к праздности, порождаемой у правящего сословия крепостным строем. Большое количество учащихся принадлежало к «низшим» сословиям (дети дьяков, подьячих, посадских и солдат), заинтересованным в получении образования и технической специальности.

До того как приступить к изучению этой программы, учащиеся могли пройти два начальных класса ("русская школа" и "цифирная школа"), где учили читать, писать (на основе гражданского алфавита) и считать. Возраст учащихся - от 12 до 20 лет".

Для работы в этой школе были приглашены из Англии профессор Форварсон и два преподавателя. Но наиболее яркой личностью в этой школе был Леонтий Филиппович Магницкий (1669— 1739), образованный математик и прекрасный педагог, отдавший школе все свои силы и способности. Им были созданы учебные пособия, среди которых особо важную роль играла книга Л. Ф. Магницкого «Арифметика, сиречь наука числительная» (1703).

В школе не было установлено определенных сроков обучения. По мере усвоения одной науки учащиеся в индивидуальном порядке переходили к изучению другой и, таким образом, выпускались из нее в разное время в зависимости от личных успехов, а иногда по требованию различных ведомств.

По окончании этой школы ее воспитанники направлялись в разные отрасли хозяйства, управления, культуры и науки, а некоторые учителями открываемых училищ. Дворянские дети могли продолжать образование в Морской академии, в которую иногда попадали из «низшего чина» люди, отличившиеся в Московской школе своими способностями и усердием. Многие питомцы школы принимали самое активное участие в экспедициях, организуемых Академией наук для изучения России.

Выпускали из школы по мере завершения подготовки или по запросам ведомств. Готовили моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. Ученики получали кормовые деньги, жили при школе или наемных квартирах, которые снимали. За прогулы учащимся грозил немалый штраф. За побег из школы полагалась смертная казнь.

В 1715 году морские классы (навигационная школа) школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург, где на их основе открылась Морская академия - военно-учебное заведение, где готовили к морской службе.

Впоследствии по инициативе Петра I были открыты различные образовательные учреждения: артиллерийские школы в Петербурге, Москве и других крупных городах, навигацкие школы — в портовых городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве.

По образцу навигацкой школы в Москве в 1712 г. были учреждены еще две школы - инженерная и артиллерийская. В 1707 г. в Москве при военном госпитале были создана хирургическая школа, рассчитанная на 50 учащихся.

В начале XVIII века стали создаваться первые металлургические заводы по разработке уральской руды, которым нужны были специалисты горнорудного дела. В связи с этим в 1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа (горное училище) под руководством русского ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева, который в то время управлял уральскими горными заводами. Позже при всех уральских государственных заводах были открыты арифметические школы, на некоторых—горнозаводские школы, в Екатеринбурге—Центральная школа, руководившая всеми арифметическими и горнозаводскими школами Урала. Эти школы умело сочетали общеобразовательную и специальную подготовку учащихся.

Помимо создания специализированных учебных заведений в начале XVIII века была сделана попытка создать государственные общеобразовательные школы. В 1714 г. был издан указ, вводивший обязательное обучение для дворянских детей, дьяков и подьячих. Этот указ был разослан по всем церковным епархиям. В соответствии с данным указом в России стали создаваться светские элементарные школы с математическим уклоном - цифирные школы (училища), в которых дети должны были обучаться грамоте, письму и арифметике, а также элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. К 1718 году было открыто 42 цифирных училища, в них, так же как и в школу математических и навигацких наук, зачислялись не только добровольно, но и принудительно дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян.

Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного образования и созданы начальные архиерейские школы и духовные семинарии(учебные заведения закрытого типа), имевшие довольно широкую общеобразовательную программу. Программа сочетала в себе элементы светского и религиозного образования. В этих школах обучались дети из духовного сословия, но иногда и дети податного населения. Готовили в них священнослужителей. Семинарии замышлялись как общеобразовательные гуманитарные заведения, программа которых была шире, чем в архиерейских школах.

Крепостное крестьянство было лишено возможности получать образование в государственных школах. Только редкие одиночки из народа учились у дьячков и домашних учителей церковной грамоте.

В школах обучали на русском языке. Использовались пособия как отечественных, так и зарубежных авторов.

Возникновение в Петровскую эпоху новых типов школ было важным этапом в организации национальной системы образования. В тот период был заложен фундамент для построения школьного дела на новых началах. И здесь следует отметить, что при всей своей классовой ограниченности реформы оказали большое влияние на развитие просвещения и школы.

Во второй четверти XVIII в. реформирование образования замедлилось. Пришли в упадок цифирные школы, морская академия, инженерные и артиллерийские училища. Основной и едва ли не единственной заботой государства являлась организация обучения дворянства. Но представители дворянства тяготились введенной Петром I повинностью отдавать своих сыновей в регулярные учебные заведения и в 1737 г. был издан закон, освободивший дворян от этой обязанности и предоставивший им право на домашнее обучение. В Петровскую эпоху в обществе укрепилось понимание необходимости светского государственного регулярного воспитания и обучения.

В этот же период появляются учебные заведения нового типа. В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта Академия наук. Еще при его жизни, в 1724 году, был опубликован Устав Академии, приглашены из Западной Европы крупные ученые, заказано оборудование, проведены другие мероприятия по организации Академии. При Академии были открыты университет и гимназия, в которых иностранные ученые должны были готовить русских ученых и специалистов.

В Академии наук не было представлено богословие, и вся ее работа носила светский характер. В ее стенах совместно трудились крупнейшие иностранные ученые (Эйлер, братья Бернулли, Гмелин, Паллас и др.) и русские люди, получившие теперь возможность проявить себя в области научного исследования. Это были главным образом выходцы из демократических слоев населения. Первое место среди них по праву принадлежит М. В. Ломоносову.

Деятельность М.В. Ломоносова в области отечественной педагогики поистине грандиозна. С именем Ломоносова связано создание русской грамматики и формирование в России литературного языка, что имело огромное значение для дальнейшего развития литературы, поэзии, искусства. Ломоносов обогатил лексику русского языка научными терминами, т.к. он был первым из академиков, кто читал лекции по физике и писал научные труды на русском языке.

Ломоносов вел непримиримую борьбу с теми реакционными учеными, которые тормозили развитие русской науки и подготовку «ученых россиян», пользуясь поддержкой придворных невежд, действовавших в корыстных целях. Он с возмущением говорил о том, что крестьянам закрывают доступ в учебные заведения, всемерно добивался организации в России бессословной школы.

В патриотической борьбе Ломоносова за развитие русской науки большое место занимала его педагогическая деятельность в университете и гимназии при Академии наук. Для гимназии и университета он создал ряд учебников. В 1748 году им была написана «Риторика», в 1755 году— «Российская грамматика», которые в течение 50 лет были лучшими учебными руководствами русской общеобразовательной школы. В них нашло свое применение передовое учение Ломоносова о языке и литературе, в которых, по его мнению, отражаются реальные отношения действительности. Ломоносов написал книгу по истории. В переведенном им учебнике «Экспериментальная физика» явления природы объяснялись в духе философского материализма. В этой книге впервые было дано не догматическое изложение физических законов, а описание физических опытов, подводящих учащихся к пониманию законов физики. Ломоносов выдвинул в качестве ведущего принцип научности в обучения.

Возглавляя с 1758 года эти учебные заведения, Ломоносов определил общие правила работы гимназии и университета, разработал учебный план гимназии и распорядок учебной работы университета, установил принципы и методы обучения в этих учебных заведениях. В составленном им в 1758 году «Регламенте академической гимназии» Ломоносов отстаивал мысль об общеобразовательном и бессословном характере средней школы и рекомендовал сознательное, последовательное, систематическое, наглядное обучение.

В апреле 1755 года при самом ближайшем участии М. В. Ломоносова (совместно с И.И. Шуваловым) в Москве был открыт университет в составе трех факультетов: юридического, философского и медицинского. В отличие от западноевропейских университетов он не имел богословского факультета. Структура и направление работы каждого факультета обеспечивали интересы развития наук природоведческих (особенно физики) и общественных (словесности и истории). На медицинском факультете должны были изучаться естественные науки «во всем их пространстве», а в состав философского факультета входили историко-филологические кафедры. Московский университет стал центром светского образования.

С открытием Московского университета Академия потеряла свое значение как высшее учебное заведение филологического и философского характера и превратилась в духовную академию, а в начале XIX века она была переведена в Троице-Сергиевскую лавру.

Заботясь о том, чтобы ученые могли заниматься научными исследованиями, М. В. Ломоносов предусмотрел создание при университете различных вспомогательных учреждений (физического кабинета, анатомического театра и т.д.).

При университете были открыты две гимназии. В соответствии с устоями самодержавно-крепостнического строя и сословными воззрениями дворянства на задачи и формы образования одна гимназия предназначалась для дворян и вторая — для разных чинов людей, кроме крепостных крестьян. Мечты гениального Ломоносова о разрешении крестьянам получать образование в университете не осуществились. И хотя номинально университет был доступен всем сословиям, фактически он предназначался для детей дворян.

В гимназии изучались языки российский, латинский и один из иностранных, словесность, математика и история. Важно отметить, что среднее образование начиналось в университетской гимназии с изучения отечественного языка.

На основе опыта этой гимназии по инициативе профессоров Московского университета была открыта в 1758 году в Казани гимназия, готовившая к поступлению в университет. В течение 30 лет Московский университет обеспечивал эту гимназию преподавателями, учебниками, учебными пособиями и оборудованием. В 1804 году на базе этой гимназии был открыт Казанский университет.

Профессора и преподаватели университета, ученики и последователи Ломоносова много занимались вопросами воспитания. В своих речах на университетских актах эти ученые освещали важнейшие педагогические вопросы. Они занимались разработкой методики обучения и создали очень ценное оригинальное пособие, которое содержало указания, как обучать отдельным предметам (истории, математике и т.д.). Это пособие было издано в 1771 году на русском, латинском, немецком и французском языках под названием «Способ учения подготовляющегося к университету».

Очень известным привилегированным дворянским учебным заведением того периода являлся основанный в 1759 г. при императрице Елизавете Петровне Пажеский корпус в Петербурге.

 

2. Русская просветительская мысль и реформы школьного образования во второй половине 18 века.

Периодом наивысшего развития школьной образовательной системы в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762-1796), Впервые во главе государства оказалась европейски образованная личность.

Русские просветители включились в общеевропейскую полемику о воспитании. При этом они высказывали свои оригинальные суждения. В своих сочинениях они проводили идею свободного развития личности (Е.Р.Дашкова - "О смысле слова "воспитание", А.А. Прокопович-Антонский - "О воспитании", В.В. Крестинин - "Историческое известие о нравственном воспитании...", Е.Б. Сырейщиков - "О пользе нравоучения при воспитании юношества", Х.А. Чеботарев - "Слово о способах и путях, ведущих к просвещению", М.М.Снегирев - "Слово о пользе нравственного просвещения"). Авторы отвергли тезис о преимущественном "естественном воспитании" Ж.-Ж. Руссо и настаивали на приоритете общественного воспитания. Вместе с тем они не разделяли и мнения Гельвеция о всесилии социального воздействия и ничтожности роли наследственности в воспитании.

Идеи европейского Возрождения и Просвещения пользовались особым вниманием русской императрицы. Екатерина стремилась использовать достижения педагогической мысли Европы при реализации своих проектов. Она внимательно изучала "Мысли о воспитании" Дж. Локка, педагогические теории М. Монтеня, Ф. Фенелона, Ж.-Ж. Руссо. Задумав реформу школьной системы, Екатерина обратилась к Д. Дидро, который составил "План Университета для России". В 1770-х гг. Екатерина особо интересовалась педагогической деятельностью И.Б. Базедова.

С течением времени педагогические пристрастия Екатерины претерпели эволюцию. Если в начале царствования императрица демонстрировала приверженность идеям французского Просвещения, то в конце жизни она отошла от либеральных увлечений и когда потребовалось выбирать между идеалами Просвещения и устранением опасности для трона, Екатерина не колебалась. Свидетельство этому - судьбы выдающихся русских просветителей Н.И. Новикова и А.Н. Радищева. Первый по подозрению в масонском заговоре против императрицы был брошен в Петропавловскую крепость. Второй за то, что дерзнул публично осудить самодержавие, был отправлен в ссылку в Сибирь.

Журналист, публицист, Николай Иванович Новиков (1744 1818) финансировал две частные школы, а также поездки молодых людей за рубеж для получения образования. Свои педагогические взгляды Новиков изложил в трактате "О воспитании и наставлении детей" (1783), Он определял в воспитании несколько главных направлений: телесное (физическое), нравственное и умственное. Новиков говорил о том, что Россия нуждается в общедоступном образовании.

Александр Николаевич Радищев (1749—1802), подобно Руссо, поклонником которого он был, связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Радищев настаивал, прежде всего, на гражданском воспитании. Радищев требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян и для крестьян.

Приоритетом школьной политики второй половины 18 в. было удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. Избавившись от обязательной службы, дворянство стремилось заполнить досуг приобщением к культурным достижениям Европы. Усилилась тяга к новому западному образованию.

Весьма примечательным событием стал спор о приоритете греко-латинской образованности. Оплот греко-латинской образованности, Славяно-греко-латинская академия, вступает в новый период своего развития. Усиливается преподавание русского и греческого языков; вводится преподавание древнееврейского и новых языков, а также Целого ряда образовательных предметов (философия, история, медицина). Академия становится исключительно духовно-учебным учреждением и перестает удовлетворять требования нового времени. Ее место занимают университеты.

В этот же период получили развитие частные учебные заведения, предназначенные для дворян. В них использовалась программа государственных школ. Высшее дворянство предпочитало давать детям домашнее воспитание и образование. Воспитателями сначала были преимущественно немцы, затем их стали сменять французы.

Главным советником Екатерины по вопросам образования был Иван Иванович Бецкой, который был хорошо знаком с педагогическими идеями Запада. По его предложениям были открыты такие учебно-воспитательные заведения как: воспитательные училища для мальчиков при Академии художеств (1764), и Академии наук (1765), институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (Смольный институт, оказавшийся первым государственным средним женским учебным заведением в Европе) (1764), коммерческое училище в Москве (1772). При основании этих учебных заведений был использован французский культурно-просветительский опыт.

Помимо проектов Бецкого, в 1760-х гг. были выдвинуты еще ряд проектов: об учреждении разных училищ (1764), организации государственных гимназий (1767), комиссии об училищах (1768).

В проекте "государственных гимназий" или "детских воспитательных академий", представленном в 1767 г. Комиссией для составления плана учебной реформы, предусматривалась организация закрытых казенных учебных заведений для детей с 5-6-летнего возраста до 18 лет "без различия звания" (исключая крепостных). Задумывалось открыть гимназии 4-х типов: общеобразовательные, гражданские, военные и купеческие. Во всех типах гимназий предлагалось обращать особое внимание на изучение торговли и промышленности, иностранных языков. Предусматривалось также введение для мальчиков обязательного начального обучения.

Несколько проектов подготовила созданная в 1768 г. "Частная комиссия об училищах": 1) о низших деревенских училищах; 2) о низших городских училищах; 3) о средних училищах; 4) об училищах для иноверцев. Школы предназначались для мальчиков и девочек.

Но проекты 1760-х гг. об общественной системе образования, об учреждении и государственной поддержке городских и сельских школ остались неосуществленными из-за отсутствия средств. Интерес правительства к школьной реформе притупили крестьянское восстание и войны, которые Россия вела в 1768-1774 гг. Но к началу 1780-х гг. вопрос о школьной реформе вновь приобрел актуальность.

В 1779 году при университете была открыта первая учительская семинария в России, которая готовила учителей для Московской и Казанской гимназий, а также для пансионов. А в 1781 г. в Петербурге было учреждено первое среднее учебное заведение закрытого типа для знати - Корпус кадет. В нем готовили не только офицеров, но и гражданских чиновником.

В 1782 г. Екатерина назначила "Комиссию по учреждению народных училищ". В том же году Комиссия предложила план открытия начальных, средних и высших учебных ведений. который был использован в "Уставе народным училищам Российской империи" (1786). В разработке этих документов активное участие принял сербскохорватский мыслитель педагог Федор Иванович Янкович де Мариево (1741-1814). Вместе с ним трудились племянник Ломоносова М.Е. Головин (1756-1790), выпускник Петербургского университета Ф.В. Зуев (1754-1794), профессор Московского университета Е.Б. Сырейщиков (ум. в 1790г.) и др. Согласно "Уставу..." 1786 г., в городах открывались малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию и рисованию. Школы содержались на средства городских самоуправлений.

Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища, в курс обучения входили евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура; для желающих - латинский и живые иностранные языки: татарский, персидский, китайский (преподавание западноевропейских языков не предусматривалось). В главных училищах можно было приобрести педагогическое образование. Из училищ были устранены официальные представители церкви. Преподавание (в том числе, катехизиса и священной истории) поручалось гражданским учителям.

Кроме этого «Устав…» утвердил классно-урочную систему и учитель должен был работать с целым классом. Тогда же было установлено правило: кто хотел отвечать, должен был поднять левую руку. Появились расписание уроков, классная доска, мел, классный журнал успехов и посещаемости учеников. Были установлены сроки начала и окончания занятий.

Реформа, предпринятая согласно уставу 1786 г. была важным этапом в развитии школьного образования. Число народных училищ быстро росло (к концу 18 века из 500 городов училища были в 254). Однако фактически этими школами не могли пользоваться дети крестьян.