Западно-европейская образовательная система раннего средневековья

В период раннего средневековья историки отмечают одновременное сосуществование в школьном деле как традиционных форм (античных) обучения, так и языческих (варварских), и сравнительно новых, возникших на базе христианской традиции. Первые были представлены школами грамматиков и риторов, вторые – семейно-домашним воспитанием, представленным ученичеством (форма обучения в среде ремесленников и купцов), рыцарским воспитанием (форма обучения феодальной знати), третьи - церковными школами.

На севере Европы доминировали варварские традиции в воспитании. В среде ремесленников и купцов наиболее распространенной формой обучения было ученичество, при котором мастер за плату брал 1-2 учеников (подмастерьев), которых обучал 6-10 лет, пока те не открывали собственное дело. Характерным было то, что одновременно, с приобретением профессиональных навыков, ученик должен был овладеть грамотой, либо посещая начальную школу, либо с помощью самого мастера.

Рыцарское воспитание было популярным в среде феодалов. Оно было направлено на формирование основных рыцарских добродетелей: владение копьем, игра на музыкальных инструментах, игра в шахматы, плавание, охота, пение стихов собственного сочинения, езда верхом, одновременно с обучением военному искусству. Роль педагогов обычно выполняли музыканты, поэты, а также представители служилой дворовой челяди, бывшие дружинники. С 7 лет мальчики служили в качестве пажей при высокопоставленных лицах, а с 14 лет выполняли обязанности оруженосцев при рыцарях, которые служили для них примером мужества, чести, силы и воспитанности.

Античные школы исчезли не сразу и просуществовали с 5-7 вв. Их исчезновение связано с рядом причин: постоянные войны, отсутствие кадрового состава преподавателей, конкуренция со стороны церковных школ, и общее исчезновение античного общества. Уровень образованности в период 5-7 вв. был очень низок, повсюду царило невежество, даже многие правители не умели писать по-латыни. Между тем, потребность в грамотных чиновниках и священнослужителях возрастала.

Вновь организованные церковные школы стали преемниками античной традиции. Наиболее заметным проявлением этой традиции была латынь (хотя и искаженная), которая стала языком образованной средневековой Европы.

На протяжении периода с 5-15 вв. церковные школы были сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы. В раннее средневековье сложилась два типа церковных учебных заведений: епископальные (кафедральные) школы и монастырские школы. В них учились только мальчики и юноши. Школы готовили как священнослужителей (внутренняя школа), так и мирское население (внешняя школа). Уровень элементарного образования обеспечивали малые школы, где был один учитель (схоласт, дидаскол, магнискола) и учились дети 7-10 лет, а повышенное образование – большие школы, где помимо учителей за порядком следили циркаторы и учились дети старше 10 лет.

В течение 9 века церковные школы переживали упадок, однако к 10 веку их рост возобновился. Большую роль в развитии образования сыграли монастырские школы Англии и Ирландии, в которых была создана обширная учебная литература по грамматике, астрономии, арифметике, истории и литературе. На протяжении с 6-13 вв. были очень влиятельными школы бенедиктинцев в Западной Европе, особенно в Германии (орден анахоретов, основатель монах Бенедикт Нурсийский). В этих школах учили основам грамоты, пению псалмов, соблюдению религиозных ритуалов.

В 13 веке первенство в организации монастырских школ перешло к ордену капуцинов – францисканцев (основан в 1212) и ордену доминиканцев (основан 1216). У капуцинов обучались в основном дети высших сословий. Наиболее известные представители капуцинов – богословы Роджер Бэкон, Фома Аквинский. Программа в школах капуцинов была несколько шире и помимо религиозных основ давала общую подготовку по письму, счету, чтению и астрономии.

Основными учебными книгами были Абецедарий и Псалтирь. Абецедарий – это учебное пособие типа современного букваря, написанное по латыни. Псалтирь (книга псалмов) сначала заучивали наизусть, а после усвоения алфавита читали.

Большинство церковных школ давали элементарное образование, только немногие давали повышенное образование по программе семи искусств, которая включала грамматику (с элементами литературы), диалектику (философию), риторику (включая историю), географию (с элементами геометрии), астрономию (с элементами физики), музыку и арифметику. Грамматика была главным учебным предметом. Наиболее популярными методами обучения были заучивание и воспроизведение образцов.

Если говорить в целом, то уровень подготовки в церковных школах был очень низким, в связи с этим в период с 12-15 вв. школьное образование перестает быть только церковным, и начинают появляться городские школы и университеты. Кроме того, на возникновение городских школ во многом повлияли процесс урбанизации и укрепление социальных позиций горожан. Первые городские школы появились во второй половине 12 века – начале 13 века в Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Гамбурге. Возникали городские школы либо путем трансформации из приходских школ, либо рождались из системы ученичества (цеховые, гильдейские школы, школы счета). Чаще в таких школах обучение велось на родном языке, хотя существовали и школы с преподаванием на латыни и на родном языке. Появляются городские школы для девочек.

Обычно городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого называли ректором. Ректор сам подбирал себе помощников. Оплата учителям была меньше, чем в церковных школах. Программа имела более прикладной характер, по сравнению с церковными школами. Постепенно городские школы дифференцировались по уровню подготовки учеников. Так, например, школы счета давали элементарное образование и готовили в латинские школы. Латинские школы давали повышенное образование. В 14-15 вв.во Франции возникли другие учебные заведения повышенного типа – коллегии, которые служили связующим звеном между начальным и высшим образованием. До середины 15 в. коллегии посещали дети малоимущих слоев населения. Позднее они становятся учебными заведениями при университетах, превращаются в землячества университетов и колледжи – учебные заведения общего образования.

Университеты как мы рассматривали выше, зарождались либо в системе церковных школ, либо вырастали из светских специализированных школ. В конце 11-начале 12 вв. отдельные кафедральные и монастырские школы, а также светские (прежде всего правовые) школы превращаются в крупные учебные центры, которые потом становятся университетами. Современному понятию университета соответствовали в средние века две организации. Первая – «universitas scholarium» корпорация тех, кто хотел учиться и тех, кто учил. В основе такого названия лежат идеи сообщества обучающихся и обучающих, его всеобщности и открытости для всех желающих в него вступить.

Вторая – «studium generale». «Studium» означает собственно школа, сам факт обучения, «generale» означает, что данная школа носит всеобщий характер, т.е. признана папой или императором. Такое признание гарантировало присуждение диплома, владелец которого имел право преподавать во всем христианском мире. Рассмотрим возникновение и существование таких организационных форм на примере первых университетов.

Одним из первых европейских университетов, был Болонский университет, который возник в 1088 г. Эта дата в определенной степени условна, потому что болонские нотариальные школы, которые и составили основу университета, существовали здесь гораздо раньше. Такие школы права в 10-11 вв. действовали не только в Болонье, но и в Равенне, Падуе, Сиене. Развитие правовой сферы обуславливалось экономическими и коммерческими отношения того периода, которые требовали соответствующего юридического обеспечения. Нотариусы уже не только вели записи гражданских дел, но и фиксировали отношения между частными лицами в виде договоров, завещаний, и различных нотариальных актов. Развитие болонской нотариальной школы шло параллельно и внутри процесса становления университета, который изначально носил светский характер. Светская направленность университета объясняется просто: духовным лицам было запрещено заниматься гражданским правом. Болонью периода 11-12 вв. называли «ученой Болоньей» и «матерью всем законам». Во многом благодаря университету город становится крупнейшим центром по производству рукописных книг. К концу 12 века в Болонском университете обучалось около 10 тысяч студентов. Студенты того периода сами оплачивали стоимость учебы своим учителям. Поэтому они тщательно следили за тем, чтобы с их требованиями считались, и чтобы учителя выдерживали время занятий. В результате этого возникают идеи о создании собственной студенческой организации, которая бы защищала студенческие права. Так появляются два университета – ультрамонтанов, в котором обучались все иностранцы, и центромонтанов – где обучались уроженцы Италии. Во главе каждого университета стоял ректор, который не только ежегодно избирался студентами, но и поначалу сам был студентом. Поэтому в течение долгого времени у юристов было, по крайней мере, два ректора и только в 16 веке все полномочия были переданы в одни руки.

Вторым человеком после ректора был синдик, который представлял интересы университета во внешних судах и замещал ректора во время его отсутствия. Кроме этого при ректоре работал совет, в который входили нотариус, казначей и два актуария (это были студенты, также избираемые). В обязанности нотариуса входило составление списка удобных и свободных квартир для приезжих студентов. Актуарии должны были содержать в порядке архивы, хранить печати и статуты (уставы) университета.

Что касается профессорско-преподавательского состава, то поначалу в Болонье могли преподавать все, кто хотел. Но мере роста престижа университета, доступ в профессорскую среду становится ограниченным и уже ко второй половине 12 века для чтения лекций стала требоваться степень доктора права, которую можно было получить, пройдя особую систем экзаменов и диспутов. А для того. Чтобы получить допуск к таким экзаменам необходимо было слушать лекции в течение 8 лет, причем кандидат на эту степень должен был подтвердить этот факт клятвой перед ректором. Испытания проходили в две этапа – сначала на факультете, потом на публике.

Университетские лекции дополнялись репетициями и диспутами. На репетициях происходило подробное объяснение какого-либо отдельного текста, который мог вызвать сомнения или затруднения. Диспуты же представляли собой обсуждение какого-либо отдельного вопроса в виде словесного поединка и устраивались обычно раз в неделю.

Учебный год в Болонской высшей школе начинался 10 декабря и заканчивался 7 сентября. Список праздников, которых в году было до 90 , определялся заранее и вывешивался в аудиториях. Во все остальные дни профессора были обязаны читать лекции и учить студентов. Преподаватель штрафовался не только за пропуск лекций, но и опоздания. Лекции начинались рано (одновременно с первой утренней молитвой) и продолжались до 9 часов утра (продолжительность лекции была 1, 5 – 2 часа). Во второй половине дня на занятия отводилось еще 6 часов. Возрастной контингент студентов Болонского университета был очень разнообразен: помимо молодых людей, здесь были люди пожилые, и даже старые. Социальный статус их был также разнообразен: среди простых людей не редкость были люди, занимавшие высокое общественное положение.

Болонская высшая школа была самой популярной вплоть до 14 века. После этого ее популярность пошла на спад, в связи с возникновением на территории Европы большого количества новых университетов.

Совсем другое происхождение имел Парижский университет, который возник в 1200 г., на основе Сорбонны – богословской школы при Нотр-Даме и присоединившихся к ней впоследствии медицинской и юридической школ. На примере Парижского университета можно увидеть принципиально иную форму управления учебными заведениями того времени. Если в Болонье было ярко выраженное студенческое самоуправление, то в Парижском университете управление осуществлялось магистрами под контролем епископа. Все это определяло характер самого университета, который в отличие от Болонского был теологическим, а не светским. В Париже (в отличие от Болоньи) ректором мог быть только магистр-преподаватель, который избирался студентами или преподавателями. В 1249 г. здесь было принято решение избирать ректора-магистра как главу факультета свободных искусств (артистического факультета). Поначалу власть ректора была ограничена только его факультетом, но со временем, поскольку факультет свободных искусств был самым многочисленным, а также потому, что ректор получал деньги от всех факультетов и администрировал от имени всего университета, зачастую защищая права всей корпорации, он обретает власть над университетом в целом. Это произошло в 70-80-х годах 13 века.

Подобным же образом возникли Оксфордский университет (1206), Неапольский (1224), Кембриджский (1231), Лиссабонский (1290).

Несмотря на то, что средневековые университеты нельзя считать единообразными, они имели и много общего. Более того, основу европейского университета составили три основополагающие структуры – университеты в Болонье, Париже, Оксфорде (в меньшей степени). Вновь возникающие университеты как бы воспроизводили одну из общепринятых моделей университетского образования – парижскую, болонскую или оксфордскую. Именно благодаря такой схожести студенты имели реальную возможность не только выбрать направление своей учебы, решить, у кого учиться, но и определить место и продолжительность обучения. Например, проучившись три года в Париже, студент мог продолжить обучение в Болонье.

Сеть университетов быстро росла, т.к. их появление способствовало оживлению общественной жизни, торговли и увеличению доходов. Кроме того, университеты помогали императору и папе в управлении населением. Церковь стремилась удержать свое влияние на университеты, и главным предметом было богословие. Среди преподавателей было много духовников. Поэтому борьба за власть над университетом велась непрерывно. Участие в такой борьбе требовало хорошей политической изворотливости и от самого университета, который так стремился построить отношения со своими оппонентами, чтобы получить максимальную пользу для себя.

Характерной особенностью средневекового университета была его автономия в решении внутренних вопросов. Вне университета она ограничивалась церковными и светскими властями. К немногочисленным исключениям следует отнести Неапольский университет, который был государственным и полностью подчинялся власти императора. Еще одно исключение – Оксфордский университет, который после продолжительных ссор с городом приобрел над ним почти полную власть

Важной чертой университетов был их межнациональный, демократический характер. На студенческой скамье сидели люди разных возрастов и разных национальностей. Обучение было платным. Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии).

Во второй половине 13 века, позже землячеств появились факультеты или колледжи, которые определяли жизнь первых университетов. Представители наций (прокураторы) и факультетов (деканы) сообща выбирали официального главу университета – ректора. Фактическая власть в университете принадлежала нациям, а после 15 века они утратили свое влияние, т.к. должностные лица стали назначаться властями. Обучались обычно юноши с 13-14 лет на протяжении 3-7 лет у конкретного профессора. После успешного обучения получал степень бакалавра. В дальнейшем можно было получить ученую степень (магистра, доктора, лиценциата).

Содержание программы обучения на факультетах определялось программой семи свободных искусств. К четырем традиционным факультетам относились – артистический (свободных искусств), права, медицины и теологии). Усиливалась специализация университетов. В Париже учили благородным наукам, В Орлеане – древним авторам, праву – в Болонье, медицине в Салерно и т.д.

Несколько особняком стояли медицинские учебные центры. Среди них наиболее выдающимся был Салерно в Южной Италии. Особого внимания заслуживают его академические стандарты, что можно продемонстрировать на примере норм, установленных императором Фридрихом II. В соответствии с ними все кандидаты на выдачу медицинского патента должны были быть публично проэкзаменованы магистрами в Салерно после того, как на протяжении трех лет изучали логику и пяти – медицину и хирургию, а также после однолетней практики под руководством опытного врача. Салернская школа оказала воздействие на университеты в Болонье, Падуе, Неаполе, а также Монтпелье во Франции.

Распространенным методом обучения в высшей школе были дискуссии. Университеты являлись альтернативой схоластике, вырождавшейся в «науку пустых слов». К 15 веку схоластика превратилась в формальную бессодержательную философию, университеты же противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь. История первых университетов тесно связана с деятельность таких мыслителей как Уинкли, Гус, Данте, Коперник, Петрарка.