Образование и воспитание в Киевской Руси. (10-13 вв.).

В эту эпоху происходит становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение. Как уже было упомянуто, восточные славяне оказались под влиянием византийской традиции, в частности православия, которое сделалось официальной религией с 988 г.

Важным передаточным звеном восточного христианства, византийской образованности и общеславянской традиции воспитания стала для Руси Болгария. Когда в 70-х гг. 10 века Болгария была опустошена войсками Византии, многие болгарские книжники нашли приют в Киеве. Именно они приняли участие в подготовке первого поколения книжно-образованных людей на Руси и в приобщении русской нации к византийской, античной и библейской мудрости. Из Болгарии пришли и первые учебные книги: «Азбучная молитва», «Шестоднев» Иоанна Экзарха, «О письменах» Черноризца Храбра.

Педагогические идеи древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом.

Главным источником воспитания и обучения для всех сословий была семья, где дети могли получить элементарное образование. Церковь же контролировала семейное воспитание, которое, прежде всего, было религиозным. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.

Появление первых школ на Руси было вызвано как потребностями духовенства, так и увеличением числа грамотных людей. Дело в том, что в городах стали появляться церкви, в которых скапливались книги, а их нужно было уметь читать. Поэтому в первую очередь началось массовое обучение будущих священнослужителей. По мнению историков первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская церковь св. Ильи на Подоле в Киев (10 в.).

Начальное обучение осуществляли мастера грамоты, которые занимались с детьми всех сословий. Они обучали детей письму, счету и чтению подобно тому, как мастера учили подмастерьев. Таким образом, для Руси было характерно то, что система начального образования выглядела не как совокупность регулярных учебных занятий, а как определенные формы общественно-педагогической практики. В качестве учебных пособий доступных всем использовались особые дощечки, на которых была вырезана азбука. Сначала учили писать и произносить буквы, потом – читать молитвы по Псалтырю. Писали (выцарапывали буквы) на бересте, создавая берестяные грамоты. Первые берестяные грамоты относятся к 10-11 вв. Для начального уровня было необходимо освоить 26-буквенный алфавит, который был достаточен для записи речи, ведения торговых и деловых записей, но недостаточен для «учения книжного», основанного на 43-буквенном алфавите

Первая дворцовая школа учения книжного открылась при князе Владимире в Киеве в 988г. Эта школа была учебным заведением повышенного типа, т.к. ее ученики уже владели начальным образованием, т.е. умели читать и писать. После этого начался быстрый расцвет педагогических и религиозных мыслей. Потомки Владимира продолжали заниматься устройством школ учения книжного. Так, на протяжении периода с 10-13 вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и в Суздале. Чернигове, Муроме, Переяславле, Галиче, Ростове и др.) Школы создавались при княжеских дворах, церквях и монастырях и предназначались для обучения детей из высших сословий. В основном обучали церковному чтению, письму, пению, счету, занимались нравственным воспитанием. Кроме этого, ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе. Обучение начиналось с 7 лет, было индивидуальным, несмотря на то, что дети сидели вместе и платным.

Книжная мудрость осваивалась по «изборникам» (хрестоматиям) энциклопедического характера. Таков, например, «Изборник Святослава» (1073). Это был курс семи свободных искусств, где давались материал для запоминания и ответы, вводившие в круг христианских идей и представлений. Обучали также и искусству делать книги. Ученик изготавливал «собственный» изборник, самостоятельно переписывая , иллюстрируя, и переплетая.

Итак, на протяжении 10-11 вв. письменность проникла во все слои населения Руси и Киевская Русь не уступала по уровню образования Центральной и Западной Европе.

В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образованности на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное, были уничтожены многие монастыри, в 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Все это привело к массовому уничтожению культурных ценностей и грамотных людей.