Образование и воспитание в Московском и Русском государстве (14-17 вв.).

Образование и воспитание в Киевской Руси (10-13 вв.)

ТЕМА 8. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В КИЕВСКОЙ РУСИ И РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (X-XVII вв.)

 

 

Зарождение общеславянской традиции обучения относится к 7-9 вв., когда возник новый письменный язык – славянский (старославянский или староболгарский). Особую роль в его создании сыграли братья Кирилл и Мефодий. Этот язык был единым для Руси, Болгарии. Сербии и Моравии и предназначался для «книжного учения».

Первая школа, где преподавание велось на славянском языке, была открыта Кириллом и Мефодием в столице Моравского княжества - Велиграде в 863 г. Впоследствии их ученики расселились по всему славянскому миру и создали школы в Болгарии (Преславская книжная школа), Киевской Руси, где им покровительствовал Ярослав Мудрый (ок. 978-1054).

Огромную роль в развитии воспитания и образования в средневековом славянском мире сыграло христианство, в частности его раскол на православие и католицизм. При этом восточные и южные славяне оказались под влиянием Греко-византийской религиозной и культурно-образовательной традиций, а западные славяне – под влиянием римско-католической, западноевропейской традиции образования. В определенные периоды такое влияние усиливалось. Например, в Польше 16 века в практике аристократического и высшего образования доминировала французская традиция.