Развитие педагогической мысли в странах Исламского мира

Развитие педагогики в странах ближнего и среднего Востока (Сирия, Египет, Иран, часть Средней Азии и Северная Африка), происходило под влиянием ислама, который сформировался на базе взаимосвязанных культур стран Арабского халифата, Византии, Индии и Китая.

На раннем этапе (7-10 вв.) эволюции воспитания и педагогической мысли проблемы воспитания специально не рассматривались. Первые трактаты по воспитанию появились только в 11 веке. (Авиценна, Абу Хамид аль Газали). В период с 9-12 вв. вырос престиж знаний, выдвигались идеи гармоничного развития личности, изучались социальные и биологические детерминанты воспитания. Главная цель воспитания сводилась к обретению высоких духовных и нравственных качеств.

Мыслители Арабского Востока посвятили свои труды разработке проблемы гармонического развития личности.

Среди арабских философов - основателей можно назвать Абу Юсуфа Якуба ибн Исхак Кинди (801-873), который ставил науку выше религии и полагал, что в процессе воспитания надо формировать высокий интеллект, а не мусульманский фанатизм. Он предложил концепцию четырех видов интеллекта; актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося.

Нельзя не сказать и о другом ученом и философе алъ Фараби (870-950). Аль Фараби глубоко и оригинально рассматривал основные педагогические проблемы. Противник клерикализма, он утверждал, что лишь безумцы могут полагать, что высшее благо находится вне существующего мира. Цель воспитания, по Фараби, - подвести человека к этому благу через поощрение стремления совершать добрые дела. А осознать, что именно является добрым или злым, помогают знания.

Фараби предложил систему приемов воспитания добродетелей. При этом все приемы он разделил на "жесткие" и "мягкие". Их применение зависит от желания воспитанника учиться и совершать добрые дела. Если воспитанник проявляет желании учиться, трудиться и совершать добрые поступки, уместны мягкие методы. Ели же воспитанник злобен, своенравен, то вполне оправданы "жесткие" приемы.

Не менее известными являлись такие мыслители, как аль Бируни (970-1048), ибн Сина (980-1037) (Авиценна в латинской транскрипции), аль Газали (1056-1111), ибн Баджа (конец 11в.- 1139) (латинизированное имя Авенпаце) и ибн Рушда (1126-1198) (латинизированное имя Аверроэс).

Бируни утверждал, что главная цель воспитания – нравственное очищение от фанатизма, безрассудства и жажды власти.

Авиценну современники не зря считали "владыкой наук". Он много лет занимался преподавательской деятельностью и оставил множество работ, среди которых выделяется "Книга исцеления". В нее вошли имеющие прямое отношение к педагогической теории трактаты "Книга о душе", "Книга знаний", "Книга указаний и наставлений".

Ибн Сина мечтал о всеобъемлющем воспитании и развитии, и прежде всего, средствами музыки, поэзии, философии. Такой путь он видел в организации совместной учебы воспитанников, внесении духа соперничества. Совместное обучение должно было проходить на разных уровнях в соответствии со способностями учеников. Фундаментом всякого образования Авиценна называл овладение чтением и письмом. При этом он считал, что общее развитие должно было предшествовать предпрофессиональному и профессиональному обучению. Как только подросток овладевал грамотой, его следовало готовить к будущей профессии, например, учить составлять отчетность и иные документы. Затем надлежало вводить в собственно профессию; подросток должен был начать трудиться и зарабатывать деньги.

Аль Газали много работ посвятил проблемам самовоспитания (которое начинается с самонаблюдения и самопознания) и развитию человеческих способностей. Так, например, его четырехтомный труд "Воскрешение наук о вере" посвящен, развитию человеческих способностей, приемам наблюдения за детьми с целью их воспитания. Аль Газали подчеркивал необходимость с раннего возраста учить ребенка вести себя за столом, быть неприхотливым в быту, закаляться путем физических упражнений.

По его мнению, душа ребенка приобретает нужные очертания, если воспитатели, особенно родители, выполняют определенные педагогические рекомендации. Учитель принимает ребенка от, родителей и продолжает традиции семейного воспитания. Нравственное начало, в представлениях аль Газали, формируется путем самовоспитания и подражания мудрым наставникам. Самовоспитание начинается с самонаблюдения и самопознания. Наблюдая проступки других, можно увидеть и собственные недостатки и составить суждение о них, при этом очень важны Божья помощь, долготерпение и постоянные душевные усилия. Избавлению от дурной привычки могут способствовать наказания, хотя увлекаться ими не следует. Наказывать следует наедине, чтобы не унижать ребенка в его собственных глазах и глазах окружающих.

Авенпаце в своих трактатах по психологии, логике и этике развивал тему нравственного самосовершенствования человека. Как педагог он известен прежде всего благодаря трактату "Система доказательств". Последовательный рационалист, ибн Рушд обосновывал важные дидактические принципы сознательности, научности, наглядности.

В период с 13-15 вв. педагогическая мысль средневекового Востока была отмечена деятельность таких известных философов как Насирэддин Туси (1202-1273) и Абдуррахман ибн Халдун (1332-1406).

Насирэддин Туси высказал разнообразные идеи о воспитании и образовании содержиеся в 150 его трактатах. Важнейшими из них являются педагогические труды "Обучение мудрости", "Книга мудрости". "О воспитании обучающихся", "Наставление обучающемуся на пути учебы" и др. В них представлены размышления о целесообразности гармонии умственного, эстетического и физического воспитания.

Халдун подчеркивал, что овладение наукой требует систематических интеллектуальных усилий. По его мнению следует избегать изучение нескольких предметов одновременно. Нужно, чтобы учащиеся переходили от одного предмета к другому. Вначале следует дать краткий очерк предмета, затем сосредоточиться на деталях, а в итоге рассмотреть неясное и спорное. Обучение должно усложняться постепенно, иначе ученик испытывает утомление, и теряет надежду овладеть знанием. На высшей ступени образования самым эффективным приемом обучения Ибн Халдун назвал дискуссии, полагая, что они наилучшим образом дают навык выражения мысли.

Ибн Халдун органично увязывал обучение с общим развитием, с нравственным воспитанием. Он высоко оценивал, например, обучение математике, логика которой развивает ннтеллект, воспитывает привычку к аккуратности и дисциплине. Ибн Халдун отвергал традицию, по которой следовало начинать обучение с Корана. По его мнению предпочтительней начинать с изучения арабского языка и литературы. Малые дети не в состоянии понять Коран, поэтому, чтобы заставить их учиться, прибегают к насилию, которое запугивает, подавляет самостоятельность, порождает лживость.