Особенности воспитания и обучения в Древнем Риме

Возникновение образовательных учреждений в Древней Греции

Философско-педагогические идеи античных философов

Особенности воспитания и обучения в Древнем Риме

Возникновение образовательных учреждений в Древней Греции

ТЕМА 4. ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В АНТИЧНОМ МИРЕ

 

В 3-2-ом тысячелетии в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью, эволюция которой шла от пиктографии к клинописи до слогового письма. Первоначально центры обучения писцов существовали только при храмах и дворцах, в связи с чем, письменностью владели исключительно жрецы и представители высшей знати.

Во времена архаической Греции (9-8 вв. до н.э.) молодое поколение обучалось под присмотром старцев-наставников, которые отличались красноречием, знали историю, владели музыкальными инструментами, письмом и военным делом.

В период с 6-4 вв. до н.э. в связи с развитием культуры городов-полисов (государств) воспитание и обучение заняло особое место в обществе. Образованность стала считаться необходимым свойством каждого достойного гражданина. В это время впервые государство начинает брать на себя ответственность за обучение нуждающихся свободных граждан.

Школы были небольшими – 20-50 учеников и один учитель, которые размещались либо в доме учителя, либо на улице. Занятия проходили одновременно для детей всех возрастов. Оплата учителям за их труд была небольшая, следовательно их социальный статус, особенно в учебных заведениях начального уровня, был довольно низким («Он умер или стал учителем»). Книг было мало, поэтому знания усваивались на слух. Начальное обучение предусматривало изучение основ письма, чтения, счета и музыки и занимало 6-8 лет (с 6-8 лет до 14). Писали заостренными палочками (стило) на вощеных дощечках величиной с ладонь, которые шнурками скреплялись в книжечку. Для математических упражнений (счет) использовалась специальная доска – абака, разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т.д., на которые клали бобы или камешки от1-9.

Среди государств-полисов Древней Греции особо можно выделить два полиса: республиканские Афины и авторитарную Спарту. В каждом из них сложились особые противоположные системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, а с другой стороны - особенностями развития данной страны.

Спарта является одним из самых ранних государств в Древней Греции, и одним из первых образцов государственного воспитания. Спартанское государство возникло в начале IX в. до н. э. в результате завоевания племенными группировками дорян коренных жителей Лаконии. В государственной структуре Спарты четко выделялись три социальных слоя: спартиаты - господствующий слой (завоеватели), периэки - слой имущих, свободных граждан, но лишенных политических прав, и илоты - слой порабощенных людей, лишенных всяких прав, но оставленных завоевателями на их прежней земле, ставшей собственностью всего государства. Следствием жестокой эксплуатации илотов были их частые восстания. Это заставляло спартиатов силой оружия поддерживать свое господство. В связи с этим быт спартиатов имел своеобразную военизированную форму - все взрослое мужское население спартиатов составляло войско, которое держало рабов-илотов в постоянном страхе и повиновении. В этих условиях сложилась особенная спартанская государственная система воспитания, целью которой было готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев.

Государство жестко контролировало семейное воспитание детей с момента их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и только здоровых передавали обратно отцу, больные и слабые уничтожались (по преданию их бросали в Тайгетскую пропасть). Малышей, как правило, воспитывали матери с помощью кормилиц-рабынь. Часто это были женщины образованные, уже имеющие педагогический опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, закаляли их, прививали свойственные спартиатам навыки поведения. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, возможные в будущих военных походах. До 7 лет мальчики и девочки воспитывались в семье, после чего мальчиков отдавали на государственное воспитание и обучение, а девочек продолжали воспитывать дома.

В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения - агеллы, где они находились до 18 лет. Воспитанием в агеллах руководили педономы, люди, специально выделенные государством. Наибольшее внимание они уделяли военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и их главное занятие - физический труд, а также быть беспощадными к рабам. Образование в агеллах ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы («лаконическая речь»).

Воспитание будущих воинов было делом всей спартанской общины. Военачальники и различные государственные деятели часто посещали агеллы, вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях, вразумляли и наказывали провинившихся. Важным средством воспитания будущего воина и рабовладельца было участие подростков 14-15 лет в криптиях - ночных облавах и истреблении наиболее строптивых рабов. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку в эфебиях, после чего их зачисляли в войско. В войсках молодые войны проходили воспитание и обучение до 30 лет, и только после этого они считались полноправными гражданами.

В воспитании девочек также на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, развитие навыков управления рабами. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов. Девушки участвовали в общественных празднествах и спортивных состязаниях.

Таким образом, в Спарте большое внимание уделялось военной физической подготовке (как юношей, так и девушек) и минимум интеллектуальному общеобразовательному развитию.

Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство - демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э. Воспитание и обучение в этом государстве, напротив, базировались на принципах всестороннего развития личности, что предполагало сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека (это относилось только к свободным и имущим гражданам). Общая направленность афинской воспитательной системы — презрение к физическому труду и рабам.

Как и в Спарте, здесь дети до 7 лет также воспитывались в семье, часто с помощью кормилиц из Лаконии. Детям рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними, знакомили с игрой на музыкальных инструментах. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания, уделяя значительное внимание их физическому развитию. Далее мальчики проходили последующие ступени образования, посещая различные школы, для девочек же обучение ограничивалось домашними формами с приобретением элементарных навыков письма, чтения и музыки.

С 7 лет мальчики посещали образовательные заведениях начального уровня. До 13-14 лет они учились в мусических школах (школах кифариста). В школе грамматиста В школе кифариста (мусической школе) мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием — учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. За мальчиками из более состоятельных семей постоянно присматривал особый раб – педагог (досл. "детоводитель, поводырь»).

В 13—14 лет подростки переходили в палестру (гимнастическую школу), где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы. Для большинства свободного населения - демоса – палестры были заключительной образовательной ступенью.

Дети богатых рабовладельцы Афин после получения начального образования, в возрасте с 16-18 лет, могли продолжить образование в общественных учреждениях – гимнасиях(позже - гимназии). В 5-4 вв. до н.э. в Афинах было 3 гимнасии: Академия, Ликей, Киносарг. В гимнасиях юноши изучали философию, литературу, готовились к управлению государством, занимались упражнениями, укрепляющими и развивающими тело. В гимнасиях часто выступали известные политики и философы.

Высшим уровнем воспитания и обучения считались эфебии, которые представляли собой общественные учреждения, осуществлявшие военно-физическую подготовку юношей. Здесь юноши в возрасте от 18-20 лет обучались метанию дротика, верховой езде, стрельбе из лука и катапульты.

Следует отметить, что такое разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям крупных рабовладельцев.

В период с 3-1 вв. до н.э. (эпоха Эллинизма) система греческого образования распространяется по всему Средиземноморью, проникает в Причерноморье, на Кавказ, в Среднюю Азию и Индию. В самой же образовательной системе Древней Греции в этот период произошли очень существенные изменения:

1) На ступени начального образования появилась новая разновидность школ – грамматическая школа (школа грамматиста), где учителя (дидасколы) обучали детей чтению, письму, счету, давали представление о музыке. Дети учились в грамматических и мусических школы либо одновременно, либо сначала в грамматических школах, затем в мусических;

2) Курс обучения в мусической школе сократился до 5 лет;

3) В гимнасиях увеличился объем теоретического материала, меньше внимания стали уделять физическому воспитанию;

4) Эфебия утратила свой военный характер и превратилась в своеобразное высшее учебное заведение. Здесь на очень углубленном уровне преподавались грамматика, риторика, философия с элементами математики, физики, логики, этики и т.д. Также занимались гимнастикой и военными упражнениями. Срок обучения составлял 1 год.

5) Высшей ступенью стали считаться философские школы, фактически превратившиеся в высшие учебные заведения (действовало 4 философских школы: Академия, Ликей, школа стоиков и эпикурейцев).

При общей философской направленности, программы в этих школах имели свою специфику. Так, в Академии приоритет отдавался математике, в Ликее – естествознанию, истории, музыке. В стоической школе (основатель Зенон – 335-262 гг. до н.э.) уклон был в сторону философии, в которую входили физика, этика, логика с риторикой и диалектика (наука «правильно спорить с помощью рассуждений в виде вопросов и ответов»). Главной целью обучения в этой школе было воспитание добродетельного человека, обладающего, прежде всего, невозмутимостью, спокойствием и самодостаточностью. Эпикурейская школа (основатель Эпикур – 341-272 гг. до н.э.) базировалась на сенсуалистском подходе к познанию мира, и, следовательно, к воспитанию и обучению.

На протяжении многовековой истории в Древнем Риме сложилась своеобразная практика семейного и школьного воспитания и образования.

В период с 8-6 вв. до н.э. воспитание и обучение в Древнем Риме носило семейный характер. Именно семья считалась ответственной за нравственное, гражданское становление юных римлян. Длительное время в римской семье сохранялись воспитательные традиции родовой общины, тем не менее, характер домашнего воспитания зависел в первую очередь от того, какое положение семья занимала на социальной лестнице римского общества. Женщина в Риме обладала известными правами (например, в области наследования), но мужчина был полным властелином и над детьми, и над женой.

До 4—5 лет мальчики и девочки в семье воспитывались вместе, затем их разделяли. Девочки находились под наблюдением матери, кормилицы, няни. До замужества они оставались в кругу женщин родительского дома. Главным занятием девочек было рукоделие (прядение, тканье); их также учили музыке, танцам, в богатых семьях - греческому языку. Воспитанием мальчиков занимались мужчины: отцы, воспитатели, иногда приглашенные из Греции. Мальчиков приучали к мужским занятиям, прежде всего их учили владеть оружием.

Первые попытки создания учебных заведений в Древнем Риме относятся к 449 г. до н.э. (по сведениям римского историка Ливия). Занятия проводились частными лицами на форуме (место общественных сборищ римлян). Несмотря на то, что греческая система образования почиталась римлянами как эталон, римская система воспитания и образования имела свою специфику. Прежде всего, она отличалась заметной ролью семейного воспитания и большей практической направленностью (подготовка сильных, волевых, дисциплинированных граждан). Из римской программы воспитания и обучения в период 5 -1 вв. до н.э. были полностью исключены музыка и пение, т.к. большинство римлян считали, что они «побуждают более мечтать, чем действовать». Основная цель обучения заключалась в обеспечении определенной карьеры либо в военном деле, либо в политике.

В первые века нашей эры в содержании системы образования Древнего Рима произошли некоторые изменения. Так, в 1 веке к числу основных школьных дисциплин относились следующие: грамматика, риторика, музыка, диалектика, арифметика, астрономия, геометрия, медицина и архитектура. К 5 веку из этого списка были исключены медицина и архитектура. В результате этих изменений в Древнем Риме оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

В соответствии с таким делением начальной ступенью обучения являлись тривиальные школы, которые были платными и частными. Продолжительность обучения в этих школах не превышала 2-х лет. Обычно их посещали дети небогатых свободнорожденных граждан, как мальчики, так и девочки с 7-летнего возраста. В круг дисциплин входили латинская (иногда греческая) грамота, общее знакомство с литературой, приобретение элементарных навыков счета. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Школы были плохо оборудованы и находились в неприспособленных для занятий помещениях. Широко применялись физические наказания, но были предусмотрены и поощрения для успевающих учеников. Детей знатных родителей учили, как правило, домашние учителя, прежде всего греческому языку и литературе.

Более высокой ступенью являлись частные грамматические школы, возникшие под влиянием греческой образовательной системы, где обучались подростки в возрасте от 12-16 лет из богатых семей. Такие школы размещались в более благоустроенных помещениях, а ученикам предлагалась расширенная программа, включавшая помимо предметов, обязательных в тривиальной школе, греческий язык, основы римского права, риторику, историю, литературу. В некоторых частных школах были и уроки физической подготовки. Уроков музыки и танцев в этих школах не было. Так как обучение было преимущественно индивидуальным, то количество учеников было ограниченным. В более поздний период делались первые попытки распределить учеников на группы (классы). Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях – легионах.

В последние годы республиканского Рима появились школы риторов (ораторов), где юноши знатного происхождения за высокую плату обучались греческому языку, риторике, правоведению, математике, философии, - их готовили к высшим государственным должностям.