Семейное и общественное воспитание в Древнем Египте

В Древнем Египте первые школы появились чуть позже, чем в государствах Двуречья (3-е тысячелетие до н.э.). Принятые в Древнем Египте педагогические методы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Идеалом же древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. Семейное воспитание и обучение отражало характер взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которые строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание.

Доступ к более высокому уровню знаний был открыт только для привилегированного меньшинства. Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож, где дети обучались с 5 лет. Учеников в школах обучали, прежде всего, послушанию, широко применяя физические наказания, которые рассматривались как естественная необходимость («Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал»). Целью обучения была подготовка к профессии, которая традиционно передавалась по наследству, и которой должны были владеть все члены семьи. Следовательно, семья была первичным звеном обучения (исключение составляло обучение военному делу). Владение грамотой и профессия писца рассматривались как залог будущего социального благополучия. Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. Он должен был освоить деловой стиль для светских бесед и уставный для составления религиозных текстов.

В начале 3-го тысячелетия до н.э. для письма еще использовались глиняные черепки, кожа и кости животных, но вскоре появилась бумага – папирус – из болотного растения того же названия, который позже стал основным писчим материалом (школьные папирусы использовались многократно, т.к. краска смывалась).

Помимо отработки навыков письма и чтения текстов, в ряде школ обучали математике, географии, геометрии, астрономии, медицине, языкам других народов. Постепенно специализация обучения усиливалась, а обучение в школах становилось более доступным. Так, уже в 5 веке до н.э., в эпоху Нового царства появляются школы врачевателей.