В Индии

Рабовладельческий строй сложился уже за 3 тыс. лет до н.э.

Лечением занимались знахари, ставшие затем врачами – целителями. Ветеринарные врачи в Древней Индии относятся к высшему медицинскому сословию, куда относятся и врачи человека. Источником сведений по лечению людей и животных в IX – III в. до н.э. является «Знание жизни» - обширная энциклопедия медицинских знаний. В ней описаны 760 лекарственных растений, способы применения средств животного и минерального происхождения, классические признаки воспаления различных форм, признаки более 150 заболеваний различных органов, лечение ран маслами и иглоукалыванием.

При назначении лекарств учитывали их действие, характер болезни, темперамент, пол, возраст больного. Древние индусы знали об оспе и могли знать о пользе прививок. Описано более 10 хирургических инструментов и способы проведения хирургических операций (ампутация, грыжесечение, лапаротомия, удаление катаракты, акушерские приемы.). Они знали лечение ожогов, язв, переломов и вывихов. В I век н.э. открываются больницы для людей и животных. В Индии широко практикуется инкубация яиц в особых печах.

Религия «буддизм» тесно переплетается с лечением - молитвами и заклинаниями.

В сборниках бытовых и религиозных предписаний «Веды» и своде законов Ману освещаются рекомендации по гигиене, питанию (предпочтение – растительной пище, меду, молоку и ограничение в мясе); определена ответственность врача за неудачное лечение и размеры штрафов. Описаны болезни, подобные сибирской язве, бешенству, малярии, холере, оспе животных, гельминтозам и кровопаразитарным болезням животных. Индийские сочинения, посвященные ветеринарии, в эпоху средневековья переведены на арабский язык и распространены в разных странах Востока.

В Персии (Иране)

Иранские племена в домашнем хозяйстве приручали и использовали лошадей, овец, коров. Лошади имели огромное значение для войска воинствующих племен. Здесь даже имя владельца зависело от возраста лошади и ее качеств.

Лечением домашних животных занимались кудесники, знахари. Они применяли колдовские и религиозные приемы и лекарственные травы; изгоняли злой дух с головы у больных, даже рассекая череп, о чем свидетельствуют археологические раскопки.

Большое место описанию животных отводится в Священном писании Авеста (IX – III вв. до н.э.). Здесь животных делят на 2 группы: полезные – домашние и бесполезные – волки, змеи, насекомые и т.д. Описано содержание, дрессировка, лечение животных, кормление собак (щенкам не разрешалось давать в пищу большие твердые кости и горячую пищу)

Врачи должны были лечить животных теми же лекарствами, которыми лечат богатых людей.

Первый ветеринарный врач Персии – Фрейдун (V век до н.э.), который использовал для лечения нож, лекарства и имя Бога скрестил лошадь и осла – «получил» мула.

В Персии четко определена плата за лечение животных. Если врач лечил крупное животное, то получал стоимость среднего животного; если среднее (кроме овцы), ему давали овцу; если врач лечил овцу, то получал плату мясной пищей.

Ветеринария успешно развивалась в числе других наук, но большинство книг и документов того периода уничтожено армией Александра Македонского, который приказал по одному экземпляру книг по астрономии и медицине сохранить, перевести на греческий язык для своей страны, а остальные сжечь. И только после освобождения Персии в III в. н.э. были восстановлены библиотеки, переведены греческие книги на хлавский язык.

В этот период создается первый университет, где преподается и ветеринария, построена ветеринарная клиника. Преподавание вели как персидские, так и греческие ученые. Написаны книги «Основы ветеринарии», «О лечении домашних животных».

В I в. н. э. состоялся первый в истории Международный конгресс ветеринарных и медицинских врачей.

Вавилония (Ирак)– Древнее рабовладельческое государство – Двуречье в долине р. Тигра и Ефрата образовалось II-I тыс. лет до н.э. Здесь накопились значительные знания по ветеринарии. Природные условия способствовали развитию скотоводства (молочный, мясной скот и овцы). Описаны не только многие болезни, но и методы их лечения. Для борьбы с инфекционными болезнями животных закрывали границы государств во время эпизоотий, указывалась их связь с эпидемией. Была известна передача болезни от больного здоровому. Больных изолировали, помещения сжигали, бешеных животных убивали.

Известны применения компрессов, массажей, промываний, кровопусканий, приготовления отваров, лекарственных растений, мазей; использование воды и масел для лечения. Разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипячение и фильтрация.

Наряду со жреческой мистической медициной (гадание по внутренним органам животных, печень) и магическими действиями, была и профессиональная ветеринария. Наряду с этим лечением животных занимались и знахари, оказывая помощь малоимущему населению.

Методы лечения и прогноз болезни были связаны с астрологией (положение небесных светил и астрологический календарь). Именно Вавилонская астрология и у других народов вошла в медицину. Рассечение жертвенных животных давали некоторые анатомические познания.

Покровителями медицины и ветеринарии был бог Нинаву и его сын, символ которого – змея, обвивающая жезл, частично сохранился в качестве эмблемы ветеринарии наших дней. Посох и змея вокруг жезла – у Асклепия – бога врачебного искусства древних греков.

Выдающимся памятником культуры и истории Вавилонии является кодекс законов Хамурапи – это наиболее древний документ, составлен в XVIII в. до н.э., в нем упоминается о ветеринарных специалистах (условиях их деятельности и судебной ответственности). Так, в случае смерти подвергнутого лечению животного, врач возмещает ¼ часть стоимости животного. В кодексе законов ветеринарные врачи упоминаются отдельно от медицинских.

Итак, за период 20 – 10тыс. лет до н.э. – период рабовладельческого общества – в Китае, Индии, Вавилоне, Персии народная ветеринария обогащалась новыми способами и средствами лечения, чему способствовало одомашнивание животных.