Философия о знании и познании.

Основополагающие характеристики человеческого бытия.

Фундаментальные характеристики человека.

– Физиологические характеристики человека

– Ментальные характеристики (мыслящая составляющая, способность к самообучению, способность к творчеству)

– Духовные характеристики (вера, эмпатия, нравственные критерии)

– Социальная составляющая (общество)

– Духовная составляющая (внутренний мир)

– Мировоззрение (отношение внутреннего мира к внешнему)

Знание и классификация знаний.

Знание– форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Знание – субъективный образ объективной реальности, то есть адекватное отражение внешнего и внутреннего мира в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий.

Знание в широком смысле – совокупность понятий, теоретических построений и представлений.

Знание может быть применено на практике.

Классификация знаний:

1. По природе:

Декларативные (содержат в себе лишь представление о структуре неких понятий, приближены к данным, фактам)

Процедурные (определяют представления о средствах и путях получения новых знаний, алгоритмы разного рода)

2. По степени научности:

Научные знания, делящиеся на:

Эмпирические (на основе опыта или наблюдения)

Теоретические (на основе анализа абстрактных моделей)

Вненаучные знания, делящиеся на:

Паранаучные — знания несовместимые с имеющимся гносеологическим стандартом. Включают в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности.

Лженаучные — сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью.

Квазинаучные – опирающиеся на методы насилия и принуждения.

Антинаучные – утопичные и сознательно искажающие представления о действительности.

Псевдонаучные – представляют собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий.

Обыденно-практические – элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Обыденное знание включает в себя здравый смысл, личный опыт, традиции. Оно фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств.

Личностные – зависящие от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности.

Интуитивные (непосредственные) знания, являются продуктом интуиции – способности постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

3. По местонахождению:

Личностные (неявные, скрытые)

Формализованные (явные, выраженные в форме)

Отличительные характеристики знания:

Отличительные характеристики знания все ещё являются предметом неопределённости в философии. Согласно большинству мыслителей, для того чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям:

– Быть подтверждаемым

– Быть истинным

– Заслуживать доверия