Средневековая философия.

Неоплатонизм.

Эклектизм.

Скептицизм.

Основатель – Пиррон из Элиды (360 – 270 гг. до н.э.)

Любое суждение подлежит сомнению, так как истина недостижима. Лучший путь это воздержание от суждений и сдержанное отношение ко всему.

Философское направление, строящее свою концепцию путём сочетания различных, признаваемых истинными, положений, заимствованных из разнообразных философских систем. Поиск незамутненного учения. Появление эклектизма ознаменовало собой начало упадка античной философии.

Учение об иерархически устроенном мире, порождаемом от запредельного ему первоначала, учение о «восхождении» души к своему истоку. Возникло в следствии христианизации общества.

Средневековая философия это европейская философия с V по XV век. Включает в себя Патристику и Схоластику.

Средневековье — время господства религиозного мировоззрения выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога.

Патристика (II – VIII вв.)

Философия отцов церкви полностью опирающаяся на Святое Писание. Для объяснения Святого Писания существовало Святое Учение – работы самих святых отцов.

Основные постулаты патристики:

1. Вся мудрость сосредоточена в священном писании.

2. Все жизненные ситуации и проблемы объясняются священным писанием.

3. Так как священное писание нужно объяснять, объяснением служат работы святых отцов.

Схоластика (VI – XV вв.)

Схоластика представляла собой синтез христианского богословия и логики. «Я не уразумеваю дабы поверить, а верю дабы уразуметь»

Основные принципы:

1. Логика

2. Размышление

3. Умение делать выводы

Схоластическая логика формальна.

Пример классического схоластического вопроса: «Вы уже раскаялись в том, что продали свою душу дьяволу?»

Уильям Оккам:«Non sunt entia multiplicanda praeter necessitatem», что можно перевести как: «Не нужно множить сущности без необходимости». Поздные схоласты считали , что не надо прибегать к сложным объяснениям там, где вполне годятся простые.

Философия возрождения (XV – XVI вв.)

Направление в европейской философии, характеризующееся интересом к человеческой личности. Этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт + польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.

Основные представители:

– Эразм Роттердамский

– Мишель Монтень

– Николо Макиавелли

– Николай Кузанский

– Франческа Петрарка

– Томас Мор

Эразм Роттердамский. Похвала глупости (фрагмент)

Не зарываясь в бесчисленные подробности, скажу кратко, что христианская

вера, по-видимому, сродни некоему виду глупости и с мудростью совершенно

несовместна. Ежели хотите доказательств, то вспомните прежде всего, что

ребята, женщины, старики и юродивые особенно любят церковные обряды и

постоянно становятся всех ближе к алтарю, покорные велениям своей природы.

Во-первых, позвольте спросить: кто такие были основатели христианства? Люди

удивительно простодушные, жестокие враги всякой учености. Засим, среди

глупцов всякого рода наиболее безумными кажутся те, кого воодушевляет

христианское благочестие. Они расточают свое имение, не обращают внимания на

обиды, позволяют себя обманывать, не знают различия между друзьями и

врагами, в ужасе бегут от наслаждений, предаются постам, бдениям, трудам,

презирают жизнь и стремятся единственно к смерти, коротко говоря, -- во всем

действуют наперекор здравому смыслу, словно душа их обитает не в теле, но

где-то в ином месте. Что ж это такое, если не помешательство? Удивляться ли

после того, что апостолов принимали порою за пьяных и что Павел показался

безумным судье Фесту1. Но поскольку я уж начала рассуждать, то

продолжу и докажу вам, что блаженство, которого христиане стараются

достигнуть ценою стольких мучений и трудов, есть не иное что, как некая

разновидность безумия

Философия нового времени (XVII — XVIII вв.)

Период развития философии в западной Европе в эпоху научной революции. Два главных направления:

1. Эмпиризм (сенсуализм) - Великобритания

2. Рационализм – Франция, Германия, Нидерланды