В самоактуализации (реализация способностей и т.д.)
В самоуважении (достижение цели, признании);
В социальных контактах (любовь, участие в группах по интересам);
В безопасности (защита от боли, страха);
Физиологические (еда, питье);
Сущность и классификация потребностей
Ресурсы и факторы производства. Ограниченность ресурсов
Сущность и классификация потребностей
2. Благо: понятие и классификация
Как мы уже отмечали в предыдущей лекции производство - это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Значит, именно состояние неудовлетворенности заставляет человека совершать определенные усилия, то есть осуществлять производственную деятельность.
Что же такое потребности?
Потребность - это объективная нужда людей в чем – либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития.
В марксистской теории выделяют потребности: материальные, духовные, социальные.
А. Маршалл отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др.
В западной литературе наибольшее распространение получила теория американского экономиста А.Маслоу, согласно которой потребности располагаются в следующем порядке:
В учебной литературе используют деление потребностей на: первичные (низшие) и вторичные (высшие).
К первой группе относятся: еда, питье, одежда, потребность в безопасности.
Ко второй группе: удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей человека (развитие, уважение, признание, любовь, нежность).
Деление условно и сугубо индивидуально для каждого человека: для некоторых чтение - первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в еде, одежде.
Удовлетворение духовных потребностей не менее хлопотно, чем материальных - они так же обеспечиваются всей индустриальной мощью современного общества.
Быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел нужды низшего порядка, напротив безграничны запросы высшего.
«Закон возвышения потребностей» - потребности безграничны, они постоянно растут и меняются по мере эволюции человеческой цивилизации (например, не просто поесть, а за красиво сервированным столом)
Согласно «закону Энгеля» - чем выше уровень жизни людей, тем относительно меньше их затраты на продовольственные товары, в то же время незначительно возрастает спрос на промышленные изделия и сильно возрастает спрос на высококачественные товары длительного пользования.
Руководителям предприятий это важно знать, чтобы своевременно переключиться на выпуск новых более высококачественных продуктов.
2.Благо: понятие и их классификация
Благо - это средство для удовлетворения потребностей.
А. Маршалл определял благо как «желаемую вещь, удовлетворившую человеческую потребность».
Свойство, какого - либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. Способность предмета, удовлетворять какую — либо потребность должна быть осознана человеком.
Классификация благ разнообразна:
а) экономические (ограничены по отношению к нашим потребностям);
б) неэкономические (свободные) (неограниченны по отношению к нашим потребностям - атмосферный воздух, вода в роднике и т.д.).
в) потребительские блага - предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей.
г) производственные блага - это используемые в процессе производства ресурсы (станки, машины, здания, земля, профессиональные навыки и квалификация).
д) частные — предоставляются тем, кто за них заплатил (поездка в метро, посещение кинотеатров, обед в студенческой столовой).
е) общественные – это такое благо, которое даже в случае, если оно потреблено одним человеком, остается доступным для потребления другими, т.е этими благами пользуются все без исключения граждане страны (национальная оборона, законотворчество, общественный порядок).