В самоактуализации (реализация способностей и т.д.)

В самоуважении (достижение цели, признании);

В социальных контактах (любовь, участие в группах по интересам);

В безопасности (защита от боли, страха);

Физиологические (еда, питье);

Сущность и классификация потребностей

Ресурсы и факторы производства. Ограниченность ресурсов

Сущность и классификация потребностей

2. Благо: понятие и классификация

 

Как мы уже отмечали в предыдущей лекции производство - это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Значит, именно состояние неудовлетворенности заставляет человека совершать определенные усилия, то есть осуществлять производственную деятельность.

Что же такое потребности?

 

Потребность - это объективная нужда людей в чем – либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития.

 

В марксистской теории выделяют потребности: материальные, духовные, социальные.

А. Маршалл отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др.

В западной литературе наибольшее распространение получила теория американского экономиста А.Маслоу, согласно которой потребности располагаются в следующем порядке:

В учебной литературе используют деление потребностей на: первичные (низшие) и вторичные (высшие).

К первой группе относятся: еда, питье, одежда, потребность в безопасности.

Ко второй группе: удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей человека (развитие, уважение, признание, любовь, нежность).

Деление условно и сугубо индивидуально для каждого человека: для некоторых чтение - первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в еде, одежде.

Удовлетворение духовных потребностей не менее хлопотно, чем материальных - они так же обеспечиваются всей индустриальной мощью современного общества.

Быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел нужды низшего порядка, напротив безграничны запросы высшего.

 

«Закон возвышения потребностей» - потребности безграничны, они постоянно растут и меняются по мере эволюции человеческой цивилизации (например, не просто поесть, а за красиво сервированным столом)

Согласно «закону Энгеля» - чем выше уровень жизни людей, тем относительно меньше их затраты на продовольственные товары, в то же время незначительно возрастает спрос на промышленные изделия и сильно возрастает спрос на высококачественные товары длительного пользования.

 

Руководителям предприятий это важно знать, чтобы своевременно переключиться на выпуск новых более высококачественных продуктов.

2.Благо: понятие и их классификация

Благо - это средство для удовлетворения потребностей.

 

А. Маршалл определял благо как «желаемую вещь, удовлетворившую человеческую потребность».

Свойство, какого - либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. Способность предмета, удовлетворять какую — либо потребность должна быть осознана человеком.

Классификация благ разнообразна:

а) экономические (ограничены по отношению к нашим потребностям);

б) неэкономические (свободные) (неограниченны по отношению к нашим потребностям - атмосферный воздух, вода в роднике и т.д.).

в) потребительские блага - предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей.

г) производственные блага - это используемые в процессе производства ресурсы (станки, машины, здания, земля, профессиональные навыки и квалификация).

д) частные — предоставляются тем, кто за них заплатил (поездка в метро, посещение кинотеатров, обед в студенческой столовой).

е) общественные – это такое благо, которое даже в случае, если оно потреблено одним человеком, остается доступным для потребления другими, т.е этими благами пользуются все без исключения граждане страны (национальная оборона, законотворчество, общественный порядок).