Копинг и механизмы психологической защиты
Лекция 7
7.1 Понятие стресса
Стресс – понятие многозначное. В нем можно выделить как минимум четыре значения:
· Стресс как событие – определенная ситуация, вызывающая напряжение и потенциальное нарушение равновесия. Иногда называется также стрессором.
· Стресс как реакция – реакция на определенные события. Иногда называется стрессовой реакцией, стрессовой эмоцией или стрессовым переживанием.
· Стресс как промежуточная переменная – состояние между действием раздражителя и реакцией организма, то есть промежуточный процесс.
· Стресс как трансактный процесс – как процесс взаимодействия человека с окружающим миром. В этом понимании стресс не является статичным состоянием, а представляет собой динамичное событие, которое постоянно сопровождает взаимодействие индивида с окружающим миром.
Селье в 1986 году предложил разделять стресс на эустресс и дистресс.Под эустрессом он понимал такую потерю равновесия, при которой индивид переживает соответствие между требуемыми от него усилиями и имеющимися у него ресурсами – способность справиться с изменившимися условиями окружающей среды. Дистресс – психическое состояние, при котором ощущается неспособность справиться с изменившейся ситуацией, а ресурсы оцениваются как недостаточные по сравнению с требованиями окружающей среды.
Стрессовые реакции могут быть эмоциональными, физиологическими и поведенческими.
Типичные эмоциональные стрессовые реакции:
1) страх;
2) печаль;
3) гнев.
Основные поведенческие стрессовые реакции:
1) бегство;
2) нападение.
Физиологические стрессовые реакции подробно рассматриваются в курсе нормальной и патологической физиологии.
Сами по себе стрессовые события редко становятся исключительной причиной психических расстройств. Чаще имеют большое значение внутренние (личностные) и внешние факторы. Стрессовое переживание можно описать в следующей последовательности (Лазарус, 1988):
1. Воздействие стрессового фактора. Здесь имеет значение значимость события, длительность и т.д.
2. Процесс оценки. Происходит первичная оценка – оценивается значимость и интенсивность стрессового воздействия, и вторичная оценка, когда оцениваются собственные ресурсы и способность справиться со сложившейся ситуацией. Эти два процесса оценивания происходят параллельно и тесно взаимосвязаны друг с другом.
3. Активизация стрессовых эмоций и стрессовых физиологических реакций.
4. Формирование копинга - проблеморешающего поведения.
На 2-м - 4-м этапах важную роль играют личностные и социальные факторы (социальная сеть, социальная поддержка).
7.2 Стрессоры и их связь с психическими расстройствами
Стрессоры могут оказывать на психические расстройства эффекты различного рода:
· Причина: Стрессор представляет собой необходимое и достаточное условие для возникновения какого-либо расстройства. Примером может служить посттравматическое стрессовое расстройство.
· Частная причина (кодетерминанта): стрессовый фактор в сочетании с другими факторами (биологическими, личностными) приводит к развитию психического расстройства (ср. с моделью стресс-диатеза).
· Усугубляющее действие: стрессор усугубляет какое-то уже существующее условие для возникновения расстройства, в результате чего расстройство становится очевидным.
· Провоцирующее действие: Стресс является триггерным (пусковым) событием в развитии расстройства. Стрессовое событие может повысить уровень напряжения, превышающий адаптационные возможности организма, что может способствовать манифестации расстройства.
· Протективная относительно расстройства функция: стрессовое событие иногда может привести к активации личностных и социальных ресурсов, что может положительным образом повлиять на имеющуюся психическую проблему.
Стрессоры можно классифицировать следующим образом:
1. Микрострессоры (повседневные перегрузки и неприятности) Они могут быть различными по значимости, но требуют для адаптации обычно не больше нескольких минут (десятков минут). Под микрострессорами понимают повседневные фрустрирующие события, которые плохо сказываются на самочувствии и ощущаются как угрожающие, оскорбительные, связанные с потерями или фрустрирующие. В качестве примеров можно привести следующие проблемы: недовольство собственным весом и внешностью; состояние здоровья близких и возникающая необходимость ухаживать за ними; повышение цен на потребительские товары; стресс на работе (слишком много работы; конфликты на работе), межличностные и социальные перегрузки (конфликты, трения, недоразумения), ролевые перегрузки (например, двойная роль – быть домашней хозяйкой и заниматься профессиональной деятельностью).
Микрострессоры связаны с психическими проблемами: с одной стороны повседневные неприятности могут повлечь за собой ухудшение самочувствия, а с другой стороны, имеющиеся психические проблемы могут обусловливать то, что определенные повседневные события переживаются как стрессовые.