Бюджетный процесс в муниципальных образованиях

 

Под бюджетным процессом на местном уровне понимается деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению и утверждению проекта местного бюджета, его исполнению, а также контролю за исполнением и утверждению отчета об исполнении.

Бюджетное законодательство определило круг участников бюджетного процесса, которыми могут являться представительные и исполнительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований, финансовые органы и органы финансового контроля. Необходимо отметить, что сход граждан также является субъектом бюджетного процесса, в силу того, что осуществляет все исключительные права представительного органа муниципального образования.

К полномочиям представительного органа муниципального образования относятся: установление порядка составления и рассмотрения проекта бюджета, утверждение местного бюджета, установление порядка утверждения и утверждение отчета об исполнении бюджета; и др.

Полномочия главы муниципального образования зависят от модели муниципальной власти, существующей в конкретном муниципальном образовании. Если глава муниципального образования руководит местной администрацией, то он организует работу по составлению проекта бюджета; вносит на утверждение думы проект решения о бюджете муниципального образования, о внесении в него изменений и дополнений, отчета об исполнении годового бюджета; и др.

К полномочиям местных администраций относится: подготовка документов, необходимых для составления проекта местного бюджета; составление проекта бюджета; его исполнение; и др.

Финансовые органы, исполняющие бюджет муниципального образования, осуществляют: методическое руководство по составлению и исполнению бюджета, составляют сводную бюджетную роспись; осуществляют учет всех операций по доходам и расходам бюджета и т.д.

Контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет контроль за исполнением местного бюджета; экспертизу проектов местного бюджета; внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета; контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета; анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование и др.

Законодательно стадии бюджетного процесса не выделены, хотя часть третья Бюджетного кодекса (Бюджетный процесс) включает разделы, названия которых дают представление об основных этапах.

Ученые, как правило, выделяют четыре основных стадии бюджетного процесса: 1) организация работы и составление проекта бюджета; 2) рассмотрение и утверждение проекта бюджета; 3) исполнение бюджета и контроль над его исполнением; 4) утверждение отчета об исполнении бюджета (Выдрин И. В., Прудников А. С., Алексеев И. А.).

Организация работы и составление проекта бюджета начинается с решения о начале работы, которое принимается главой муниципального образования (главой местной администрации) за шесть месяцев до начала следующего финансового года. Этому может предшествовать разработка прогнозов социально-экономического развития муниципального образования. Финансовый орган (финансово-бюджетное управление) собирает предложения от всех служб хозяйственной и бюджетной сферы, согласовывает их и на основе прогноза социально-экономического развития составляет проект бюджета по доходам и расходам.

После составления проекта бюджета начинается процедура его рассмотрения и утверждения. Проект бюджета финансовый орган представляет администрации местного самоуправления. Последняя согласует его статьи с отраслевыми хозяйственными и бюджетными организациями, а затем обсуждает проект на своем заседании.

После этого глава местного администрации составляет бюджетное послание и вместе с проектом бюджета направляет его на рассмотрение представительному органу местного самоуправления. Руководитель представительного органа организует предварительное рассмотрение и обсуждение пакет документов: материалы направляются депутатам, а также в комитеты и комиссии. Согласительная комиссия проводит согласительные процедуры и принимает окончательное решение.

Доработанный и уточненный проект бюджета рассматривается на сессии представительного органа и утверждается в форме нормативного правового акта (решения). В должны быть отражены статьи доходов с указанием источников, а также расходов в соответствии с ведомственной структурой бюджета муниципального образования, суммы дотаций и субвенций. Расходная часть бюджета утверждается постатейно.

Следующая стадия – исполнение бюджета и контроль над его исполнением. Местная администрация организует исполнение бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на основе росписи бюджетных расходов на очередной финансовый год. Роспись составляется финансовым органом. Кроме того, финансовый орган составляет лимиты финансирования конкретных бюджетополучателей на месяц, исходя из бюджетных назначений для каждого из них. В процессе исполнения местная администрация вправе вносить изменения по доходным и расходным статьям бюджета. Контроль над исполнением бюджета осуществляется представительным органом местного самоуправления. В этих целях образуется контрольно-счетная палата. Местная администрация контролирует исполнение бюджета через свой орган.

Завершающая стадия – утверждение отчета об исполнении бюджета. Отчет об исполнении бюджета составляется на основе данных, представляемых бюджетными учреждениями, предприятиями и организациями в сроки, установленные местной администрацией. После обсуждения отчета на заседании местной администрации он направляется представительному органу местного самоуправления. По итогам рассмотрения отчета принимается нормативный правовой акт. Данные об отчете подлежат опубликованию в СМИ.

После утверждения собственного бюджета местная администрация направляет данные по расходам и доходам в исполнительный орган субъекта РФ, где они анализируются, и на их основе составляется консолидированный бюджет.