Функции местного самоуправления

Функции местного самоуправленияпредставляют собой основные, наиболее важные направления муниципальной деятельности. Они носят комплексный, содержательный характер. С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, полномочий местного самоуправления и в зависимости от сферы общественной жизни можно выделить такие основные функции местного самоуправления, как политическая, экономическая, социально-культурная, охраны общественного порядка, экологическая.

Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения.

Политическая функция – это направление муниципальной деятельности, состоящее в обеспечении и реализации права населения муниципального образования на осуществление местного самоуправления. В её рамках население муниципального образования принимает участие в политической жизни путем участия в местном референдуме, муниципальных выборах, публичных слушаниях, отзыве выборного должностного лица, собраниях, сходах, конференциях. Что же касается органов местного самоуправления и их должностных лиц, то они занимаются обеспечением проведения местного референдума, муниципальных выборов, публичных слушаний и т.д., а также принимают муниципальные правовые акты, в том числе устав муниципального образования, сотрудничают с органами местного самоуправления других муниципальных образований. Политическая сфера жизни охватывает и муниципальную службу.

Экономическая функция представляет собой направление деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, финансовыми ресурсами, обеспечению комплексного развития территорий муниципальных образований. Она проявляется через широкий спектр действий: подготовку, принятие и утверждение бюджета муниципального образования; исполнение бюджета в рамках определенного финансового года; контроль за исполнением бюджета; утверждение отчета об исполнении бюджета; установление и отмену местных налогов и сборов; создание муниципальных предприятий и управление муниципальной собственностью, в том числе заключение гражданско-правовых договоров и т.д. К этой сфере относится и содействие развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях.

Социально-культурная функция включает в себя направления деятельности по удовлетворению потребностей населения в коммунально-бытовых, социально-культурных и иных жизненно-важных потребностях местного сообщества. Данная функция проявляется через решение вопросов коммунально-бытового обслуживания населения, развитие инфраструктуры муниципального образования, энерго-, газо-, тепло- и водоснабжение, транспортное обслуживание, строительство и ремонт дорог, обеспечение муниципальным жилым фондом, предоставление услуг в области здравоохранения, образования, культуры, науки, физической культуры и спорта.

Функция охраны общественного порядка. Принято считать, что общественный порядок – это определенная система отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения правовых и других социальных норм, регулирующих поведение людей. Общественный порядок можно рассматривать и как систему упорядоченных связей и общественных отношений, в которых обеспечиваются нормальные условия жизнедеятельности людей. Применительно к местному самоуправлению общественный порядок является важнейшим условием жизнедеятельности населения муниципального образования.

Закон 2003 г. № 131-ФЗ относит к ведению ряда муниципальных образований право на создание муниципальной милиции. Однако таковая не создана, ибо её введение возможно лишь с принятием соответствующего закона о муниципальной милиции. Вместе с тем, функция охраны общественного порядка проявляется через следующую деятельность: создание комиссий по делам несовершеннолетних при исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления; решение вопросов проведения митингов, демонстраций, шествий; создание муниципальных органов охраны порядка.

С общественным порядком тесно связана общественная безопасность, под которой понимается система отношений, складывающихся в процессе предупреждения и устранения угрозы жизни, здоровью граждан, их имуществу. Законодательство закрепляет за местным самоуправлением решение вопросов обеспечения противопожарной безопасности, безопасности дорожного движения, участия в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Экологическая функция предполагает участие граждан, органов местного самоуправления в решении вопросов природопользования и природоохраны. В соответствии с Конституцией РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В ведение муниципальных образований отнесены вопросы организации мероприятий по охране окружающей среды; осуществления экологического контроля объектов производственного и социального назначения; организации благоустройства и озеленения территории муниципального образования; сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; защиты, воспроизводства лесов в пределах муниципальных образований, лесов особо охраняемых природных территорий.

Органы местного самоуправления могут формировать структурные подразделения местной администрации, осуществляющие природоохранные функции.