Эластичность спроса и предложения.
1. Эластичность спроса – это степень количественного изменения спроса в ответ на изменение другого фактора. Общая цена или валовой доход продавца всегда равен цене умноженной на количество проданного товара.
Рис 4. Эластичность спроса.
То, в какой мере объём спроса на рынке возрастает при данном снижении цены, характеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены. Коэффициент спроса по цене .
Представляет собой отношение изменения V спроса в вызвавшему его изменению цены.
Ед показывает на сколько % меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на 1 %. Когда снижение цены в точности компенсируется ростом величины спроса так, что общая выручка остается неизменной рис 4 а., мы говорим о единичной эластичности спроса (ЕД=1). Когда снижение цены вызывает меньший рост объёма спроса рис 4 б., спрос не эластичен (ЕД<1). Когда снижение цены вызывает больший рост величины спроса рис 4 в., говорят об эластичном спросе ЕД>1.
На степень эластичности спроса влияет род факторов: наличие товаров – субститутов (взаимозаменяемых), размер дохода потребителя, качество товара, является ли товар предметом роскоши или первой необходимости.
Товары – комплементы (взаимодополняемые) и независимые товары. Эластичность спроса на один товар относительно цены на другой товар называется перекрестной эластичностью.
Коэффициент перекрестной эластичности:
Эластичность предложение – показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением цены:
Факторы, влияющие на эластичность предложения:
1. Структура издержек на разных предприятиях.
2. Степень загрузки производственных мощностей.
3. Наличие свободной рабочей силы и др.
ES=1 – единичная эластичность.
ES<1 – не эластичное предложение.
ES>1 – эластичное предложение.