Леворукость

В начальной школе особого внимания требуют дети с леворукостью. Леворукость очень важная индивидуальная особен­ность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обу­чения и воспитания.

Асимметрия рук, т. е. доминирование правой или левой руки, или невыраженное предпочтение какой-либо из рук (амбидек-стрия), обусловлена особенностями функциональной асиммет­рии полушарий головного мозга. У правшей доминирующим, правило, является левое полушарие, специализирующееся. На переработке вербальной информации (у 95% правшей центр речи расположен в левом полушарии).

У левшей же распределение основных функций между полу­шариями более сложно и не является просто зеркальным отра­жением асимметрии мозга, обнаруживаемой у правшей. Мно­гочисленные исследования показывают, что функциональная асимметрия у левшей менее выражена, в частности, центры речи могут быть расположены как в левом, так одновременно и в пра­вом полушарии, а зрительно-пространственные функции, выпол­няемые обычно правым полушарием, могут контролироваться также и левым. Таким образом, у левшей отмечается менее чет­кая специализация в работе полушарий головного мозга.

Обнаружены специфические особенности познавательной де­ятельности у левшей, к числу которых относятся: аналитиче­ский способ переработки информации, поэлементная (по час­тям) работа с материалом; лучшее опознание вербальных стиму­лов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно-пространственных заданий.

До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Считалось необходимым системати­чески переучивать леворуких детей, но сейчас ясно, что это во многих случаях не целесообразно.

Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить веро­ятность осложнений, возникающих у леворуких детей при пе­реходе к систематическому школьному обучению. Вопрос о пе­реучивании левши может быть поставлен только до начала обу­чения письму и в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологи­ческих и психологических особенностей, адаптационных возмож­ностей организма и личных установок ребенка. При этом следу­ет учитывать результаты диагностики всех латеральных при­знаков, сопутствующих леворукости: доминантность глаза, уха, нижней конечности.

В деятельности леворукого ребенка (а также переученного лев­ши) особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

1. Сниженная способность зрительно-двигательных координа­ции: дети плохо справляются с задачами на срисовывание гра­фических изображений, особенно их последовательности; с тру­дом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, име­ют плохой почерк.

2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной па­мяти, трудности при анализе пространственных соотношений: у левшей часто отмечается искажение формы и пропорции фигур при графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смешение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении правой и левой сторон, при определе­нии расположения предметов в пространстве (под-над, на-за и т.п.).

3. Особая стратегия переработки информации, аналитичес­кий стиль познания: для левшей характерна поэлементная ра­бота с материалом, раскладывание его «по полочкам», на осно­вании такого подробного анализа строится целостное представ­ление об объекте деятельности. Этим во многом объясняется медлительность леворуких детей, так как для полного восприя­тия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала (Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова).

4. Слабость внимания, трудности переключения и концент­рации.

5. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа. Пе­речисленные особенности самым непосредственным образом вли­яют на успешность овладения учебными навыками, прежде все­го письмом (в меньшей степени — чтением), в усвоении которо­го у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.

Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей яв­ляется их эмоциональная чувствительность, повышенная рани­мость, тревожность, обидчивость, раздражительность, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Это является следствием не только специфики межполушарной асим­метрии, но и попыток переучивания. Примерно у 20% левору­ких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе бере­менности и родов, родовые травмы (по некоторым данным, родо­вая травма может выступать одной из причин леворукости, когда функции поврежденного левого полушария, более подвержен­ного влиянию неблагоприятных условий, частично принимает на себя правое полушарие).

Повышенная эмоциональность леворуких детей является фак­тором, существенно осложняющим адаптацию к школе. У лев­шей вхождение в школьную жизнь происходит значительно мед­леннее и более болезненно, чем у большинства сверстников. По­этому леворукие первоклассники требуют пристального внимания со стороны учителей, родителей и школьных психологов.

На протяжении 1-го класса (а возможно, и более продолжи­тельное время) леворукие школьники могут нуждаться в прове­дении комплекса специальных занятий, направленных.на раз­витие:

— зрительно-моторной координации;

— точности пространственного восприятия;

— зрительной памяти;

— наглядно-образного мышления;

— способности к целостной переработке информации;

— моторики;

— фонематического слуха;

— речи.

Постановка техники письма у левшей специфична: для лево-рукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо. При овладении письмом леворукий ре­бенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями). Тре­бовать от левши безотрывного письма противопоказано. В клас­се леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.

Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащего­ся (Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова).

Современные школьные программы, ориентированные преж­де всего на развитие логико-знаковых, т.е. левополушарных ком­понентов мышления, не дают возможности реализовать потен­циал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориен­тацию. Между тем специальные исследования свидетельствуют об относительно более высоком творческом потенциале левшей, который обнаруживается при проблемном обучении и приобще­нии к художественному творчеству.