Культурное строительство. Образование и наука.

Форсированными методами в эти годы решались и со­циальные проблемы, включая и проблемы культурного стро­ительства. Строительство нового общества требовало изменения не только экономического и политического обли­ка, но и мировоззренческого, духовно-нравственного разви­тия человека, его культурного уровня.

Культурное строительство в СССР в 30-е гг. предполага­ло осуществление множества взаимосвязанных между собой задач, включая в том числе и идеологические аспекты.

Относительная отсталость России от развитых капита­листических стран, разрыв в уровне культуры между со­циальными слоями населения, между различными народами страны наложили отпечаток на ход культурного строитель­ства, определили его особенности.

Еще в первые годы Советской власти было сделано много позитивного в распространении культуры в массы народа.

Большим завоеванием было повышение уровня грамот­ности населения. Достаточно отметить, что до Октябрьской революции более 70 % взрослого населения страны не уме­ло ни читать, ни писать. Неграмотность сельского населе­ния достигла 85 %, многие народности вообще не имели письменности. В результате принятых мер уже в 1927/28 учебном году грамотное население городов составляло око­ло 80 %, села — более 43,3 %.

С 1930 г. вводится обязательное начальное образование. В этих условиях резко возрос спрос на учительские кадры. Расширялась сеть педагогических институтов и технику­мов, были созданы краткосрочные курсы по подготовке пе­дагогов начальных школ. Организовались досрочные выпуски в педагогических учебных заведениях. Все это не могло не сказаться на качестве обучения. Достаточно сказать, что в 30-е гг. большинство учителей старших классов не имели высшего образования.

Развертывание сети высшего и среднего специального образования сопровождалось изменением социального со­става студенчества. Это достигалось путем дополнительной общеобразовательной подготовки рабоче-крестьянской мо­лодежи к обучению в вузах через рабфаки. Первый рабфак страны был открыт в 1919 г. в Московском институте на­родного хозяйства (ныне Российская экономическая акаде­мия им. Г.В. Плеханова).

Советская интеллигенция формировалась из трех ис­точников: специалистов старой школы, выдвиженцев из среды рабочих и крестьян и путем подготовки специалис­тов вузами и техникумами. В эти же годы происходило ор­ганизационное становление советской науки. В 1934 г. Академия наук была переведена из Ленинграда в Москву, создавались новые научно-исследовательские институты и филиалы АН в республиках. Получила мировое признание советская физическая шко­ла, представленная именами С. И. Вавилова (проблемы оп­тики), А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полу­проводников), П. Л. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. И. Мандельштама (труды в области ра­диофизики и оптики) и др. Советские физики начали ин­тенсивное исследование атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцын, Б. В. и И. В. Курча­товы и др.). Весомый вклад в прикладную науку внесли работы уче­ных-химиков Н. Д. Зелинского, Н. С. Курнакова, А. Е. Фа­ворского, А. Н. Баха, С. В. Лебедева. Был открыт способ производства синтетического каучука, началось производст­во искусственных волокон, пластических масс, ценных ор­ганических продуктов ит. д.

Мировыми достижениями стали работы советских биоло­гов Н. И. Вавилова, Д. Н. Прянишникова, В. Р. Вильямса, В. С. Пустовойта. Значительных успехов достигли со­ветская математическая наука, астрономия, механика, фи­зиология.

Широкий размах приобрели геологические и географиче­ские исследования. Были открыты залежи полезных иско­паемых — нефти между Волгой и Уралом, новых запасов угля в Подмосковном и Кузнецком бассейнах, железоруд­ные месторождения на Урале и в других районах. Актив­но исследовался и осваивался Север. Это позволило резко сократить импорт некоторых видов сырья.

Отмечая значительные успехи в культурной жизни общества, в то же время следует отметить, что в услови­ях формирующейся административно-командной систе­мы, постепенного внедрения культа личности Сталина получили распространение авторитарность суждений и оценок, грубое вмешательство в творческую деятельность. Некоторые произведения годами не могли выйти в свет, оседали в столах авторов, в запасниках музеев. Немало культурных ценностей в эти годы было уничтожено, про­дано за границу.

В целом система, сложившаяся в 30-40-е гг., была, с одной стороны, системой мобилизационной, а с другой — внутренне противоречивой.