Уровни общения
Ролевые позиции в общении
Педагогическое общение как взаимодействие
Уровни общения
Педагогическое общение как взаимодействие
2.Ролевые позиции в общении
Восприятие и понимание учителем и учеником друг друга.
Педагогическое общение представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия. Можно выделить следующие линии общения:
- общение педагога с отдельными учащимися;
- общение педагога через отдельных учащихся с коллективом в целом;
- общение с коллективом в целом
общение педагога через коллектив с отдельными учащимися. Все эти линии находятся во взаимодействии.
У учителя формируется установка, которая может играть положительную и отрицательную роль. Образ ученика формируется на основе успеваемости, дисциплинированности, внешнего вида. Выделение тех или иных черт зависит от стиля руководства. Наиболее адекватную оценку дают учителя с демократическим стилем общения.
Роль первого впечатления в формировании образаФизическая привлекательность. К красивым учителям дети более снисходительны, приписывают им положительные качества, оправдывают их поступки. У некрасивых - наоборот.
1. Велика роль визуального контакта т.е. учителя, которые смотрят на ученика оцениваются выше.
2. Поза. Если человек во время контакта наклоняется вперед, то такой нравится больше, чем тот, который отклоняется назад. С открытой позой нравится больше.
3. При общении другому человеку могут приписываться собственные черты и свойства. Это характерно для авторитарных учителей.
4. Уверенность в себе тоже влияет на общение.
Человек может пристраиваться к партнеру по общению с трех позиций:
- Пристройка сверху;
- Пристройка снизу;
- Пристройка рядом.
Пристройка сверху. Человеком демонстрируется доминантность, самоуверенность, агрессивность, тот, кто пристраивается сверху осуществляет контроль и инициативу.
Пристройка снизу. Человек демонстрирует подчиненность, зависимость, неуверенность.
Пристройка рядом. Оба партнера проявляют инициативу и активность, взаимозависимы, проявляют корректность, сдержанность.
Ролевые позиции по Э.Берну. В структуре личности 3 составляющие:
Дитя – Пристройка снизу;
Родитель – Пристройка сверху;
Взрослый – Пристройка рядом. Общение будет удовлетворять обоих из партнеров, если человек, выполняет роль (позицию), которую ему отводит инициатор общения.
Примитивный. Для человека на этом уровне общения партнер не человек, а предмет. Пристраивается либо как Родитель, либо как Дитя. Если контакт не нужен, просто отмахивается от партнера по общению.
Манипулятивный. Партнер – соперник по игре, у которого необходимо выиграть(Родитель). Манипуляторы не всегда действуют осознанно, ими движут корыстные цели. Чаще всего –это авторитарные учителя.
Защита от манипуляции:
- Умение различать людей-манипуляторов, не подыгрывать им, видеть их истинные цели.
- Не разговаривать с учеником отстраненно и безразлично, видеть в нем собеседника, а не только учащегося.
- Знать интересы и проблемы учеников, создавать атмосферу психологического контакта с каждым.
- Не называть человека в третьем лице: он, она. Чаще обращаться по имени.
Стандартизированный. Общение формальное (Контакты масок). Отсутствует подлинное желание включения в контакт.
Конвенциональный. Положено пристраиваться только рядом. Присуща забота и уважение к партнеру.
Игровой. Характерен интерес к личности партнера. Сохраняется возможность пристройки рядом. Партнер старается понравится другому, показать себя с нескольких сторон.
Деловой. Имеется возможность пристройки рядом. Относятся друг к другу как к деловому партнеру. На первом месте – интересы общего дела. Интересы личности – на втором.
Духовный. Партнер по общению – носитель духовного начала, мудрости. Оба партнера приближаются к возможности познания высочайших ценностей человечества, оторваться от обыденности. Оба партнера испытывают интерес к друг другу. Как личности.
Человек может общаться на разных уровнях в зависимости от условий.