Революционное движение

План

Лекция 7. Общественная мысль и особенности общественного движения в России в XIX веке.

1. Движение декабристов: организации, программы, действия и итоги.

2. Идейные течения и общественные движения: консерваторы, либералы.

3. Революционное движение.

1. Движение декабристов: организации, программы, действия и итоги.

Первые тайные общества в России появились сразу после заграничного похода русской армии. Многие офицеры приобщились к масонским организациям (масоны выступали за объединение всего человечества). К началу 20-х гг. в России было 220 масонских лож (3 тыс. дворян). Первое крупное тайное общество стал «Союз спасения» (1816-1818). Его основал полковник Генштаба Муравьев А.Н. Цель – уничтожение крепостного права, ограничение самодержавия. В 1818г. эта организация была преобразована в «Союз благоденствия». В уставе этой организации («Зеленой книге») говорилось о борьбе против крепостничества и самодержавия, но реформаторским, просветительским путем (распространение книг, журналов и т.д.). В 1821г. Союз распался.

В 1821-1822гг. были созданы два новых общества – Южное и Северное.

Южное общество.В неё входили офицеры 2-ой армии, размещенной на Украине. Руководитель: Пестель П.И., состав – С.И. Муравьев – Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, А.П. Юшневский Программа «Русская правда» (вариант республиканской конституции). Законодательная власть принадлежала парламенту (1 палата Народное вече, которое избиралось всеми мужчинами, достигшими 20 лет). Исполнительная власть – Державная дума (5 человек, 1 менялся ежегодно). Ликвидировались сословия. Контроль за соблюдением конституции осуществлял Верховный собор (120 человек). Провозглашались гражданские свободы: выбора веры, слова, печати, передвижений, равенство перед законом. Крепостное право отменялось, земля д.б. делиться на две части помещичью и крестьянскую (нельзя было купить или продать).

Северное общество.Общество было создано в Петербурге. Основатель Н.М. Муравьев, состав Н.И. Тургенев, М.С. Лунин, С.П. Трубецкой, Е.П. Оболенский, И.И. Пущин. В программе Северного общества «Конституции» предлагался для России вариант конституционной монархии. Россия объявлялась федерацией, состоящей из 15 держав. (Волховская – ст. Петербург, Черноморская – ст. Киев, Кавказская – ст. Тифлис).Верховная власть принадлежала двухпалатному (Верховная дума и палата народных представителей) парламенту – Народному вече. Высокий имущественный ценз. Император был ограничен, он имел право только задержать законопроект и вернуть его на повторное рассмотрение. Крепостное право отменялось.

Выступление декабристов.Династический кризис стал удобным поводом для начала выступления членов Северного и Южного обществ. На 14 декабря 1825г. была назначена присяга новому царю Николаю I, на этот день было назначено выступление декабристов. Военным руководителем восстания был назначен полковник гвардии С.П. Трубецкой, который не явился. Декабристы пытались не допустить присяги солдат новому царю, но этого не удалось. Поводом для расстрела декабристов явилось убийство генерал-губернатора Санкт - Петербурга Милорадовича. Пять лидеров декабристов были повешены, а 121 – сосланы в Сибирь.

20 декабря 1825 г. члены Южного общества были подавлены. Царское правительство жестоко расправилось с участниками восстаний, что имело весьма серьезное значе­ние для развития общественной мысли и общественного движения в стране. По существу целое поколение наиболее образованных, активных людей было вырвано из общест­венной жизни страны. Однако идеи декабристов продолжа­ли жить в кружках свободомыслящей молодежи. Декабризм нес в себе самые различные направления общественного движения от либерального до ультрареволюционного, что сказалось на развитии общественного движения в стране.

2. Идейные течения и общественные движения: консерваторы и либералы.

В начале 30-х гг. XIX в. появилось на свет идеологичес­кое обоснование реакционной политики самодержавия — теория "официальной народности". Автором этой теории был министр народного просвещения граф С.А. Уваров. В 1832 г. в докладе царю он выдвинул формулу основ русской жиз­ни: "Самодержавие, православие, народность". В основе ее точка зрения, что самодержавие — исторически сложив­шийся устой русской жизни; православие — нравственная основа жизни русского народа; народность — единение рус­ского царя и народа, ограждающее Россию от социальных катаклизмов. Русский народ существует как единое целое лишь постольку, поскольку сохраняет верность самодержа­вию и подчиняется отеческому попечению православной церкви. Любое выступление против самодержавия, любая критика церкви трактовались Уваровым как действия, на­правленные против коренных народных интересов.

Уваров доказывал, что просвещение может быть не толь­ко источником зла, революционных потрясений, как это слу­чилось в Западной Европе, но может превратиться в элемент охранительный. Поэтому всем "служителям просвещения в России предлагалось исходить исключительно из соображе­ний официальной народности". Таким образом, царизм стре­мился сохранить и укрепить существующий строй.

В николаевской России становилось практически не­возможно бороться за социально-экономические и полити­ческие преобразования. Попытки русской молодежи продолжить дело декабристов успеха не имели. Студенчес­кие кружки конца 1820 — начала 1830 гг. были малочислен­ны, слабы и подвергались разгрому.

В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, ее настоящем и будущем родились два важнейших идейных тече­ния 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Предста­вителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, К.А. Аксаков и многие другие. Наиболее выдаю­щимися представителями западников были П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, И.С. Тургенев, П.А Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.

И западники, и славянофилы были горячими патриота­ми, твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию.

Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники — Герцен, Грановский и др. подчеркивали, что крепостное право — лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю жизнь России. Ведь и "образованное меньшинство" страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в "крепости" у власти, у самодержавно-бюрократического строя.

Сходясь в критике российской действительности, за­падники и славянофилы резко расходились в поисках пу­тей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на со­временную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет (здесь мы видим определенную общность с теорией "официальной народности").

Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, русской ре­лигиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Напри­мер, А.С. Хомяков, писал, что Россия призвана стать в цент­ре мировой цивилизации, она стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественной страной, а к тому, чтобы стать "самым христианским из всех человеческих обществ". Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нрав­ственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Вели­кую нравственную ценность видели славянофилы в дере­венской общине с ее сходками, принимающими единодуш­ные решения, с ее традиционной справедливостью в соот­ветствии с обычаями и совестью.

Славянофилы считали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в "договоре" с гражданской систе­мой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совеща­тельным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут быть отношения между земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и револю­ционных переворотов типа Великой французской революции. "Искажения" в русской истории славянофилы связывали с де­ятельностью Петра Великого, который, "прорубил окно в Ев­ропу" и тем самым нарушил договор, равновесие в жизни стра­ны, сбил ее с начертанного Богом пути.

Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа "офици­альной народности": православие, самодержавие, народность. Однако следует отметить, что славянофилы старшего поко­ления истолковывали эти принципы весьма своеобразно: под православием они понимали свободное сообщество верую­щих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу по­святить себя поискам "внутренней правды". При этом славя­нофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Когда в 1855 г. на престол вступил Алек­сандр II, К. Аксаков представил ему "Записку о внутреннем состоянии России", в которой упрекал правительство в по­давлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации. Крайние меры, указывал он, могут только сделать в народе популярной идею политической свободы и породить стремление к ее достижению революционным путем. Ради предотвращения подобной опасности Аксаков советовал царю даровать свободу мысли и слова, а также возвратить к жиз­ни практику созыва земских соборов. Идеи предоставления народу гражданских свобод, отмены крепостного права за­нимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.

Западники в отличие от славянофилов русскую само­бытность оценивали как отсталость. С точки зрения запад­ников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западни­ков — начало вхождения России во всемирную историю.

В то же время они понимали, что реформы Петра со­пряжены со многими издержками. Истоки большинства са­мых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровож­дались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться осво­бождения личности и создать государство и общество, обес­печивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали "образованное меньшинство".

При всех различиях в оценке перспектив развития Рос­сии западники и славянофилы имели схожие позиции. И те и другие выступали против крепостного права, за освобож­дение крестьян с землей, за введение в стране политичес­ких свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они высту­пали за реформистский путь решения основных социаль­ных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-поли­тической мысли. Они являлись представителями либераль­но-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической систе­мы хозяйства.

Либеральные идеи западников и славянофилов пусти­ли глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее. Их идеи продолжают жить и сегод­ня в спорах о том, чем является Россия — страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая является частью всего челове­чества, частью Европы, которая идет путем всемирно-исто­рического развития.

 

30-40-е гг. XIX в. — время начала формирования в рус­ской общественно-политической жизни революционно-де­мократической идеологии. Ее основателями стали В.Г. Бе­линский и А.И. Герцен. Они резко выступали против теории "официальной народности", против взглядов славянофилов, доказывали общность исторического развития Западной Европы и России, высказывались за развитие экономичес­ких и культурных связей с Западом, призывали использо­вать в России новейшие достижения науки, техники, куль­туры. Однако, признавая прогрессивность буржуазного строя по сравнению с феодальным, они выступали против буржу­азного развития России, замены феодальной эксплуатации капиталистической.

Белинский и Герцен становятся сторонниками социа­лизма. После подавления в 1848 г. революционного движе­ния Герцен разочаровался в Западной Европе. В это время он пришел к мысли, что русская деревенская община и ар­тель содержат зачатки социализма, который найдет свое осуществление в России скорее, чем в какой-либо другой стране. Герцен и Белинский считали основным средством преобразования общества классовую борьбу и крестьянскую революцию. Герцен был первым, кто в общественном дви­жении России воспринял идеи утопического социализма, получившего в это время широкое распространение в За­падной Европе. Герценовская теория русского общинного социализма дала мощный толчок развитию социалистичес­кой мысли в России. Идеи общинного устройства общества получили дальнейшее развитие во взглядах Н.Г. Чернышевского, который во многом предвосхитил появление в обще­ственном движении России разночинцев. Если до 60-х гг. в общественном движении основную роль играла дворянская интеллигенция, то к 60-м гг. в России возникает разночин­ная интеллигенция (разночинцы — выходцы из различ­ных сословий, духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т.п.).

В работах Герцена, Чернышевского по существу сложи­лась программа общественных преобразований в России. Чер­нышевский был сторонником крестьянской революции, свер­жения самодержавия и установления республики. Предусмат­ривалось освобождение крестьян от крепостной зависимости, уничтожение помещичьего землевладения. Конфискованная земля должна была передаваться крестьянским общинам для распределения ее между крестьянами по справедливости (урав­нительному принципу). Об­щина при отсутствии част­ной собственности на землю, периодических переделах земли, коллективизме, само­управлении должна была предотвратить развитие ка­питалистических отноше­ний в деревне и стать соци­алистической ячейкой обще­ства. Программа общинного социализма была взята на вооружение народниками, партией социалистов-рево­люционеров (эсеров). Ряд по­ложений аграрной програм­мы были включены больше­виками в "Декрет о земле", принятый II Всероссийским съездом Советов.

В 1861 г. было создано тайное революционное общество разночинцев "Земля и воля" (существовало до 1864 г.), объ­единившее различные кружки. Главным средством воздей­ствия на крестьян "Земля и воля" считала пропаганду. Довольно умеренная программа "Земли и воли" не нашла отклика среди радикально настроенной части молодежи.

Падение крепостного права и обострение классовой борь­бы в пореформенный период способствовали подъему рево­люционного движения, которое выдвинуло на первый план революционных народников. Народники были последовате­лями идей Герцена и Чернышевского, идеологами крестьян­ства. Главный общественно-политический вопрос о характе­ре пореформенного развития России народники решали с позиций утопического социализма, видя в русском крестья­нине социалиста по натуре, а в сельской общине — "заро­дыш" социализма. Народники отрицали прогрессивность ка­питалистического развития страны, считая его упадком, рег­рессом, случайным, наносным, насаженным сверху прави­тельством явлением. В отличие от Чернышевского, который считал основной движущей силой прогресса народные мас­сы, народники 70-х гг. решающую роль отводили "героям", "критически мыслящим" личностям, направляющим массы, "толпу", ход истории по своему усмотрению. Такими "кри­тически мыслящими" личностями они считали разночинскую интеллигенцию, которая поведет Россию и русский народ к свободе и социализму. Народники отрицательно относились к политической борьбе, не связывали борьбу за конститу­цию, демократические свободы с интересами народа. Они недооценивали силу самодержавия, не видели связей госу­дарства с интересами классов и делали вывод о том, что со­циальная революция в России — дело чрезвычайно легкое.

Идейными вождями революционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Н. К. Михайлов­ский, П.Н. Ткачев. Их имена олицетворяли три основных направления в движении народников: бунтарское (анархи­ческое), пропагандистское, заговорщическое. Различия за­ключались в определении главной движущей силы револю­ции, готовности ее к революционной борьбе, методов борьбы против самодержавия.

На идейные позиции народничества значительное вли­яние оказывали анархические взгляды М.А. Бакунина, ко­торый считал, что любое государство препятствует развитию личности, угнетает ее. Поэтому Бакунин выступал против всякой власти, рассматривая государство как исторически неизбежное зло. М.А. Бакунин утверждал, что крестьянство готово к революции. Поэтому задача героев из интеллиген­ции, "критически мыслящих" личностей пойти в народ и призвать его к восстанию, к бунту. Отдельные вспышки крестьянских восстаний, считал Бакунин, "необходимо слить в общее всепоглощающее пламя крестьянской революции, в огне которой должно погибнуть государство" и создать федерацию свободных самоуправляющихся крестьянских общин и рабочих артелей.

Идеологом второго направления в народничестве — про­пагандистского — был П.Л. Лавров. Свою теорию он изло­жил в "Исторических письмах", опубликованных в 1868 — 1869 гг.; Ведущей силой исторического прогресса он считал интеллигенцию, способную мыслить критически. Лавров утверждал, что крестьянство не готово к революции. Поэ­тому необходимо подготовить пропагандистов из образован­ных "критически мыслящих" личностей, задачей которых является хождение в народ не с целью организации не­медленного бунта, а для того, чтобы путем длительной про­паганды социализма подгото­вить крестьян к революции. Лавров говорил о необходи­мости создания революцион­ной организации, высказывал идею массовой партии, осно­ванной на началах демокра­тического централизма. Боль­шое внимание уделял Лавров нравственному облику рево­люционера, считая, что чле­ны партии должны быть пре­даны идее, быть людьми кристальной чистоты. Лавров считал необходимой для пар­тии полемику по принципальным вопросам, отказ от всяких попыток создания культа непогрешимости. П.Н. Ткачев — идеолог за­говорщического направления не верил в возможность осу­ществления революции силами народа, возлагал свои надеж­ды на революционное меньшинство. Ткачев считал, что само­державие не имеет классовой опоры в обществе. Поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям. Заговорщическая по­литика привела к появлению в рядах народничества деяте­лей типа С.Г. Нечаева. С.Г. Нечаев был организатором тайно­го общества "Народная расправа", автором "Катехизиса ре­волюционера", в котором заявлялось, что революционная цель оправдывает средства. Нечаев в своей деятельности приме­нял методы мистификации и провокации. В 1869 г. в Москве он лично убил по подозрению в предательстве студента И.И. Иванова и скрылся за границей. В 1872 г. он был выдан швейцарскими властями, приговорен к 20 годам каторги, умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.

В нечаевщине проявилось влияние люмпенского эле­мента, порожденного распадом традиционных структур, которое привело к появлению руководителей политически уголовного типа. Нечаевщина была осуждена I Интернаци­оналом и отвергнута русскими революционерами.

Практическая деятельность народников началась в 70-е гг. созданием по всей стране кружков учащейся моло­дежи и интеллигенции.

Весной 1874 г. началось "хождение в народ", целью ко­торого было охватить как можно больше деревень и под­нять крестьян на восстание, как предлагал Бакунин. Однако хождение в народ окончилось неудачей. Последовали мас­совые аресты, движение было разгромлено.

В 1876 г. была создана народническая подпольная орга­низация "Земля и воля"*, видными участниками которой являлись С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, В.И. Засулич, B.H. Фигнер и др. Программа ее сводилась к требованию передачи и равно­мерного распределения всей земли между крестьянами. В этот период народники, согласно идее Лаврова, перешли к организации "поселения в народе" в качестве учителей, писарей, фельдшеров, мастеровых. Народники стремились таким образом установить прочные связи с крестьянами с целью подготовки народной революции. Но и эта попытка народников окончилась неудачей и привела к массовым репрессиям. "Земля и воля" строилась на началах жесткой дисциплины, централизма и конспирации. Постепенно в организации сформировалась фракция сторонников пере­хода к политической борьбе путем использования метода индивидуального террора. В августе 1879 г. "Земля и воля" распалась на две организации: "Народная воля" (1879-1882) и "Черный передел" (1879-1884). Ч е р н о п е р е д е л ь ц ы (среди наиболее активных членов — Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич и др.) выступали против так­тики террора, за проведение широкой пропагандистской ра­боты в массах крестьян. В дальнейшем часть чернопередельцев во главе с Плехановым отошла от народничества и встала на позиции марксизма.

Н а р о д о в о л ь ц ы (в состав Исполнительного ко­митета "Народной воли" входили А.Д. Михайлов, Н.А. Мо­розов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская и др.) взяли на воору­жение террористическую борьбу. "Народная воля" подгото­вила семь покушений на царя Александра II, и 1 марта 1881 г. Александр II был убит. Однако ожидаемого свержения ца­ризма не произошло. В стране усилилась реакция, были свернуты реформы. Само революционное направление на­родничества вступило в полосу длительного кризиса.

В 80-90-е гг. XIX в. в народничестве усиливается ре­формистское крыло, значительное влияние приобретает либеральное народничество. Это направление ориентирова­лось на переустройство общества мирными, ненасильствен­ными средствами.

Правое его крыло — В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко, С.Н. Южаков и др. — призывали интеллигенцию отказать­ся от борьбы за политическую свободу, поскольку она усилила бы буржуазию, и целиком сосредоточиться на поис­ках средств улучшения экономического положения народа. Левое — Н.К. Михайловский, Н.Ф. Анненский, В.Г. Короленко и др. — признавали необходимость политических преобра­зований, но мирным реформистским путем.

Большой заслугой народников-экономистов Н.Ф. Даниельсона, В.П. Воронцова является анализ пореформенного развития России. В 90-х гг. был очевиден рост капитализма и рабочего движения. Народники отказались от тезиса о том, что в России капитализм не развивается, и не отрица­ли факта возрастания роли рабочего класса. Однако они доказывали, что капитализм в России развивается и на­саждается искусственно. В работах народников-экономис­тов давался анализ влияния реформы 1861 г., первоначаль­ного накопления капитала на развитие русской деревни, был показан процесс обнищания деревни, ее расслоения. Даниельсон и Воронцов выявили зависимость русского капита­лизма от протекционистской политики Говоря о бедственном положении страны, Даниельсон и Воронцов стремились доказать невозможность разрешения этой проблемы буржуазным обществом.

самодержавия, ка­зенных заказов, подрядов и т.д. Они первыми поставили вопрос об аграрном перенаселении и делали заключение о невозможности для России следовать путем капиталисти­ческой эволюции. Воронцов, например, считал само разви­тие капитализма аномальным явлением, противоречащим складу хозяйственной жизни и традициям крестьянского мировоззрения.

Народники отстаивали свою концепцию перехода России к социализму на основе "народного производства". Главную роль в этом они отводили крестьянству, верили в возмож­ность использования деревенской общины для перехода к со­циализму. Народники считали, что нельзя ориентироваться на рабочее движение, так как рабочий класс — продукт капи­тализма, а капитализм в стране насаждается искусственно.

В конце XIX в. весьма острый характер приобрела по­лемика между народниками и марксистами. Народники счи­тали марксистское учение неприемлемым для России. Наследницей народнической идеологии стала созданная в 1901 г. из разрозненных народнических групп нелегальная партия социалистов-революционеров.

Партия носила леворадикальный буржуазно-демокра­тический характер. Ее основными целями были: уничтоже­ние самодержавия, создание демократической республики, политические свободы, социализация земли, уничтождение частной собственности на землю, превращение ее в общенародную собственность, передача земли крестьянам по уравнительным нормам.

Контрольные вопросы и задания:

1.Расскажите об истории создания движения декабристов и об их программах.

2. Чем был вызван династический кризис?

3. Каковы причины поражения декабристов?

4. Сравните и проанализируйте основные идеи российских консерваторов и либералов.

5. Выявите причины появления революционных настроений в России в XIX веке.

6. Охарактеризуйте основные черты революционного движения.

Тестовые задания к Разделу II

1. Бурный рост мануфактур при Петре I был связан в первую очередь с:

а) необходимостью снабжения армии и флота в ус­ловиях Северной войны;

б) финансовым и экономическим сотрудничеством с западными странами;

в) растущим спросом населения на промышлен­ные товары;

г) быстрым ростом благосостояния населения.

 

2. К политике меркантилизма не от­носится:

а) поддержание активного торгового баланса;

б) поощрение ввоза заграничных товаров;

в) активное вмешательство государства в экономи­ку;

г) поддержка отечественных предпринимателей и купцов.

3 В числе явлений, побудивших Петра I к проведению преобразований в России, не было такого, как:

а) экономическое отставание России от передовых стран Запада;

б) отсталость в организации и вооружении русской армии;

в) изолированность русской культурной жизни от европейской;

г) обещание европейских держав поддержать ре­формы в России своими капиталовложениями.

 

4. Закрепление за дворянством его привилегированного положения в обществе произош­ло в правление:

а)Петра, I;

б)Елизаветы Петровны;

в)Петра III;

г)Екатерины II.

 

5. Верховная законодательная, испол­нительная, судебная власть в России в начале XIX в. принадлежала:

а)Государственному совету;

б)императору;

в)Сенату;

г)Синоду.

6. По проекту«Уставная грамота Российской империи» Н.Н. Новосильцева право внесения в парламент законопроектов принадлежала:

а) только царю;

б) двухпалатному парламенту;

в) царю и парламенту;

г) Государственному совету.

 

7. Декабристы стремились:

а) привлечь к своему выступлению народные мас­сы;

б) привлечь на свою сторону как можно больше армейских частей;

в) не допустить участия в выступлении крестьян­ства;

г) привлечь к выступлению городские низы Петер­бурга.

 

8. Двумя программными документами «Северного общества» и «Южного общества» являлись:

а) «Конституция»;

б) «Вечевой устав»;

в) «Уставная грамота Российской империи»;

г) «Русская правда».

9. Автор теории «официальной народ­ности» граф С. С. Уваров считал, что:

а) Россия должна следовать по пути развития ев­ропейских стран;

б) России необходима дворянская революция;

в) опорой России являются православие, самодер­жавие, крестьянская община;

г) Россию необходимо изолировать от влияния ев­ропейских стран.

 

10. Во второй половине XIX века консерваторы выступали за:

а) либеральные реформы;

б) незыблемость самодержавия;

в) введение парламента;

г) ликвидацию помещичьего землевладения.

 

11. Период «железнодорожной горячки» в России был связан с бурным экономическим развитием в эпоху правления:

а) Александра I;

б) Николая I;

в) Александра II;

г) Александра III;

12. Кто из ниже перечисленных политических деятелей России XIX века ввел акцизные сборы?

а) М.Т. Лорис – Меликов;

б) Н.Х. Бунге;

в) И.А. Вышнеградский;

г) С.Ю. Витте.

Раздел III. Россия: от монархии к республике.