Развитие промышленности в первой половине XVIII века.

План

Лекция 4. Развитие экономического потенциала России в XVIII века.

Какой из ниже перечисленных отечественных историков считал, что крепостничество сформировалось само по себе в силу внутренних причин.

Зависимые люди, которые работали на хозяина в счет погашения долга.

а) тиуны;

б) рядовичи;

в) закупы

г) смерды

 

9. Плата за пользованием крестьянским двором в случае ухода крепостного крестьянина:

а) оброк;

б) полюдье;

в) барщина;

г) пожилое

а) С.М. Соловьев;

б) В.О. Ключевский;

в) Б.Д. Греков;

г) В.Б. Кобрин.

11. К крупнейшим центрам торговли в России XVII в. не относилась:

а) Ирбитская ярмарка;

б) Макарьевская ярмарка;

в) Корейская ярмарка;

г) Нижегородская ярмарка.

12. К положениям Новоторгового устава 1667 г. не относится:

а) он еще более ограничил права иностранных купцов:

б) иностранных купцов должны были теперь продавать свои товары оптом в пограничных городах.

в) иностранным купцам некоторых европейских государств запрещалось торговать с Россией.

г) на импортные товары были введены более высокие налоги.

Раздел II. Российская империя в XVIII – ХIХ вв.

1. Развитие промышленности в первой половине XVIII века.

2. Российская промышленность во второй половине XVIII в.

3. Развитие сельского хозяйства.

Контрольные вопросы и задания.

 

В первой четверти XVIII в. процветала политика меркантилизма – которая предполагала запрет государства на ввоз в Россию товаров, производимых в самой стране и активная поддержка российских предпринимателей. Когда государство ослабило диктат в сфере промышленности, начинается бурный рост предпринимательской активности. Выплавка чугуна за годы правления Петра I увеличилась со 150 т. до 800 т. пудов. Строились металлургические заводы на Урале (Екатеринбургский, Толмачёвский). Следует отметить, что 75 % бюджета при Петре шло на оборону страны. В 1719 г. для руководства промышленностью создаётся Мануфактур – коллегия, а для горной отрасли – Берг – коллегия. По введенной в 1719 г. привилегии разрешалось ис­кать полезные ископаемые и строить заводы всем без исключения жителям страны и иностранцам, даже если это было сопряжено с нарушением феодального права на зем­лю, богатую рудами. При Петре же получила распростра­нение практика передачи государственных предприятий (в особенности признанных убыточными для казны) частным владельцам или специально созданным для этого компани­ям. Новые владельцы получали от государства многочис­ленные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной продажи товаров и т.д. Существенную помощь предприни­мателям оказывал и утвержденный в 1724 г. таможенный тариф, облегчавший вывоз продукции отечественных ма­нуфактур и одновременно затруднявший ввоз из-за грани­цы товаров, производившихся на русских мануфактурах. В то же время нет никаких оснований думать, что, изменяя экономическую политику, Петр намеревался ослабить вли­яние государства на народное хозяйство или, допустим, не­осознанно способствовал развитию капиталистических форм и приемов производства, получивших в это время в Запад­ной Европе широкое распространение. Суть состояла в сме­не не самих принципов, а лишь акцентов промышленно-торговой политики. Мануфактуры передавались компани­ям или частным предпринимателям фактически на аренд­ных условиях, которые четко определялись и при надоб­ности изменялись государством, имевшим право в случае их неисполнения конфисковать предприятия. Главной обя­занностью владельцев было своевременное выполнение ка­зенных заказов; только излишки, произведенные сверх того, что соответствовало бы нынешнему понятию "госзаказа", предприниматель мог реализовать на рынке.

Созданные органы управления торговлей и промыш­ленностью отвечали сути происшедших перемен. Эти бюро­кратические учреждения являлись институтами государ­ственного регулирования экономики, органами торгово-промышленнной политики самодержавия на основе мерканти­лизма. В Швеции, чьи государственные учреждения послу­жили образцом для петровских реформ, подобные коллегии проводили политику королевской власти в целом на тех же теоретических основах. Условия России отличались от швед­ских не только масштабами страны, но и принципиальными особенностями политических порядков и культуры.

Давая "послабление" мануфактуристам и купцам, госу­дарство не собиралось устраняться из экономики или хотя бы ослаблять свое воздействие на нее. После 1718-1719 гг. вступила в действие новая политика. Раньше государство воздействовало на экономику через систему запретов, монополий, пошлин и налогов, т.е. через открытые формы при­нуждения. Теперь, когда чрезвычайная военная ситуация миновала, все усилия были перенесены на создание и дея­тельность административно-контрольной бюрократической машины, которая с помощью уставов, регламентов, привиле­гий, отчетов, проверок стремилась направлять экономичес­кую (и не только) жизнь страны через систему своеобразных шлюзов и каналов в нужном государству направлении.

Административное воздействие сочеталось с экономи­ческими мерами. Частное предпринимательство было жестко привязано к государственной колеснице системой прави­тельственных заказов, преимущественно оборонного значе­ния. С одной стороны, это обеспечивало устойчивость доходов мануфактуристов, которые могли быть уверены, что сбыт продукции казне гарантирован, но с другой — закрывало перспективы технического совершенствования, резко при­нижало значение конкуренции как вечного двигателя пред­принимательства.

Развивалось частное производство. Появились частые железные заводы: Невьянский завод Н. Демидова, Малоярославский завод Меллеров, завод Меньшикова в Оболенском уезде и др. С 1722 г. Россия стала экспортировать металл. Развивалось текстильное производство (180 мануфактур). В силу узкой специализации рабочего и орудий труда мануфактура способствовала общественному разделению труда, подготовила переход к машинному производству.