Стандарты аудиторской деятельности

Стандарт - образец, т.е. набор общепринятых требований к работе аудиторов.

 

Различают международные и национальные стандарты аудиторской деятельности.

Аудиторские стандарты - единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, которые должны соблюдаться аудиторами в процессе профессиональной деятельности.

 

Формируют единые базовые нормативные требованию к качеству и надежности аудита.

 

Значение стандартов состоит в том, что они:

1. обеспечивают приемлемое качество аудиторской проверки

2. способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных теорий

3. позволяют понять процесс аудиторской проверки

4. облегчают аудиторам ведение переговоров с клиентами

5. повышают престиж профессии

6. служат основанием для дознания в суде качества проведенного аудита и определения меры ответственности

 

Международные стандарты аудита (МСА) – появились в 70-ые годы 20 в. В настоящее время издано около 60 МСА.

МСА разрабатываются международным комитетом по аудиторской практике при международной федерации бухгалтеров.

Комитет преследует 2 цели:

1. поднять уровень профессии аудитора в странах, где профессионализм ниже мирового

2. с помощью стандартов унифицировать подход к аудиту в международном масштабе

 

Использование МСА в практической деятельности аудиторов разных стран многовариантно. В отдельных странах не разрабатываются собственные стандарты, МСА принимаются полностью и используются в качестве национальных (Малайзия, Нигерия, Шри-Ланка и др.).

 

Россия МСА использует в качестве базы для разработки собственных национальных стандартов. В странах, имеющих свои национальные аудиторские стандарты МСА принимаются профессиональными организациями к сведению (Великобритания, Ирландия, Канада, США). Для США действующими, руководящими материалами являются 10 стандартов аудита GAAS.

Национальные стандарты России подразделяются на:

1. Федеральные

2. Стандарты СРО

3. Внутрифирменные стандарты аудиторов

 

Российские аудиторы должны строго выполнять требования федеральных стандартов. Разработка АС возложена на уполномоченный орган гос власти по регулированию аудиторской деятельности.

Структура федеральных стандартов:

1. Введение – определяются цель стандарта и основные термины

2. Параграфы, раскрывающие содержание стандарта

3. Приложения – примеры процедур, таблицы, расчеты

 

ФСА утверждаются постановлением правительства. Проекты ФСА рекомендуют к утверждению совет по аудиторской деятельности. Стандарты СОА не могут противоречить федеральным стандартам. Стандарты СОА для аудиторов и аудиторских организаций – членов СОА являются обязательными.

Внутрифирменные стандарты ауд деят разрабатываются на основе федеральных стандартов. Стандарты СОА разрабатываются и утверждаются СОА.

 

Аудиторские организации обязаны проходить внешний контроль качества работы и всю необходимую информацию и документацию. Стандарты СОА не могут противоречить федеральным стандартам. Внутрифирменные стандарты разрабатываются самими аудиторскими организациями.

 

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов осуществляют СОА в отношении своих членов.

Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций устанавливаются Федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Федеральные стандарты ауд деят находятся на втором уровне нормативного регулирования после 307-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2009 г.

 

Лекция 16.03.12:

 

Определение объема аудиторской проверки является предметом профессионального суждения аудитора.

В зависимости от характера и масштаба работ.

При этом аудитор и ауд организация исходят из требований нормативных документов, а так же договора на оказание аудит услуг.

Основные стадии аудиторской проверки:

1. планирование аудита

2. получение аудиторских доказательств, использование работы других лиц и контакты с руководством экономического субъекта и третьими сторонами

3. документирование аудита

4. обобщение выводов формирования и выражения мнения о бухгалтерской отчетности

 

Планирование аудиторской деятельности:

Федеральный стандарт №3 «Планирование аудиторской деятельности»

 

Планирование аудиторской проверки проводится в 3 этапа:

1. Предварительное планирование – проводится на этапе выбора клиента. По результатам проверки может не быть вообще, если обнаружится высокий уровень внешнего риска.

Источники получения информации на данном этапе:

§ Учредительный договор и устав

§ Бухгалтерская и статистическая отчетность

§ Приказ по учетной политике, внутрифирменные инструкции, локальные нормативные акты (положения об оплате труда, положения о служебных командировках, положения о защите персональных данных сотрудников)

§ Протоколы заседания совета директоров акционеров либо собственников

 

С 1.01.12 более жесткий контроль за соответствием чистых активов уставному капиталу (чист акт – итог 3 раздела баланса)

На этапе предварительного планирования аудиторская организация либо посылает экономическому субъекту отказ либо готовит письмо обязательство, а затем заключается договор

 

2. Подготовка и составление общего плана аудита с указанием объемов, видов и последовательности осуществления аудиторских процедур

3. Подготовка и составление детальной аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность аудиторских процедур. По окончании процесса планирования общий план аудита и программы должны быть оформлены документально и завизированы. Процесс планирования достаточно трудоемок и может занимать до 30% времени, затраченного на аудит.

 

При планировании аудита соблюдаются следующие принципы:

1. комплексность – предполагает взаимную увязку и согласованность всех этапов планирования

2. непрерывность – выражается, при наличии филиалов представительств и дочерних организаций

3. оптимальность планирования – заключается в разработке нескольких вариантов плана и программы и выбирается оптимальный