Принятие христианства на Руси.

Заметный шаг вперед в своем развитии сделало моло­дое русское государство в период княжения Владимира Святославича (980-1015). Положение Руси заметно упрочи­лось. Владимиру удалось построить мощную оборонительную систему и крестить Русь.

В Х в. в Киеве была уже церковь св. Ильи, христиан­ского двойника языческого бога Перуна. Христианская ли­тература, написанная на старославянском языке, проникла на Русь из соседней Болгарии. Киевские князья сознатель­но медлили с принятием христианства, так как при тогдаш­них богословско-юридических воззрениях византийцев принятие крещения из их рук означало переход новообра­щенного народа в зависимость от Византии. В конце Х в., точнее в 988 г., князь Владимир крестился сам, крестил своих бояр и заставил креститься всех остальных.

К тому времени структура церковной иерархии сложи­лась в основном следующим образом. Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константи­нополя или самим киевским князем с последующим избра­нием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митропо­лит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание церквей жертвовали почти десятую долю своих дани и оброков. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться прак­тически во все стороны жизни своих прихожан. Одной из сильных организаций церкви были монастыри, которые во­обще играли важную роль в истории средневековых госу­дарств, в том числе и в древнерусском государстве. Все это пришло в Россию с усилением влияния христианства.

Смена религиозных культов сопровождалась уничто­жением изображений некогда почитаемых язычниками бо­гов, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы.

С принятием христианства эти же мето­ды были привнесены и в Киевскую Русь, где церковные учреждения наряду с княжескими создают крупную земель­ную собственность, концентрируя в своих руках большие земельные владения. Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключалась в ее стремлении ликви­дировать элементы рабского труда, которые сохранились в некоторых районах Древней Руси. В известной мере хрис­тианская церковь боролась и против незаконного порабо­щения людей. Влияние византийского духовенства сказалось и в разработке на Руси феодального законодательства. Хрис­тианство сыграло большую роль в идеологическом обосно­вании и тем самым в укреплении власти киевских князей: церковь присваивает киевскому князю все атрибуты хрис­тианских императоров. На многих монетах, чеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Ки­евская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения проявилось и в художествен­ной области. Греческие художники создавали в новообра­щенной стране новые шедевры, которые приравнивались к лучшим образцам византийского искусства, к примеру, Со­фийский собор в Киеве, построенный еще Ярославом в 1037 г. В настоящее время он является крупным музеем. Кто бы­вал в Киеве, не мог не полюбоваться этим шедевром древ­нерусского искусства. Образцом архитектурного искусства до сих пор является построенный в 1050 г. Софийский собор в Новгороде. Из Византии в Киев проникла и живопись на досках. В связи с крещением появились в Киевской Руси и образцы греческой скульптуры. Заметный след оставило крещение и в области просвещения, книгоиздательского дела.

Письменность в Древней Руси развивалась на основе кириллицы, буквы из которой вошли и в современный русский алфавит. Быстрое развитие русской письменности происходило в XI в., после признания христианства официальной религией на Руси. Потребность в церковных книгах на славянском языке рез­ко увеличилась, так как христианство проникло не только в город, но и в сельскую местность.

В истории Древней Руси христианство было явлением прогрессивным. Заимствованное от греков и в то же время не отмежеванное полностью от Запада, оно в конечном сче­те оказалось не византийским и не римским, а русским. В истории Руси русская церковь играла сложную и много­гранную роль. Однако ее положительная роль заключалась в том, что она как организация объективно помогала укреп­лению молодой русской государственности в эпоху бурного поступательного развития феодализма.