Восточные славяне и образование древнерусского государства.

Политический строй.

Восточные славяне и образование древнерусского государства.

План

Лекция 2. Особенности политического и социального строя российского государства в IX-XIII веках.

3. Социально-экономическое развитие.

4. Принятие христианства на Руси.

5. Русь и сопредельные народы.

Контрольные вопросы и задания

 

Исходной позицией для последовательного рассмотре­ния истории славян, как отмечает крупный исследователь древнейшей истории Руси академик Б.А. Рыбаков, следует считать период отделения славянской языковой семьи от общего индоевропейского массива, который датируется сере­диной II тысячелетия до н.э

Восточные славяне в VII-VIII вв. уже составляли значи­тельную часть населения Восточной Европы. Именно в это время славяне постепенно осваивают покрытые густыми ле­сами пространства современного Центра — территории Рос­сии.

По историческим источникам можно проследить, что в VII-VIII вв. у славян идет интенсивный процесс разложения родоплеменного строя. Так, из начальной летописи мы знаем о крупных восточнославянских племенных группах — полянах, живущих на Днепре возле Киева,их соседях — древлянах(столица — Искоростень), словенах, или ильменских славянах у озера Ильмень (будущие новгородцы), дре­говичах, живших между Припятью и Западной Двиной, кривичах, главным городом которых был Смоленск, половчанах, селившихся на берегах реки Полоты (их город — Полоцк), северянах (северных соседях полян),радимичах в бассейне реки Сож, вятичахв бассейне Оки и др. В данном случае речь идет не о племенах, а о более крупных племен­ных союзах, образованию которых непосредственно пред­шествует возникновение государства. У каждого из этих союзов было свое "княженье". Это еще не княжества в бо­лее позднем, феодальном смысле слова, а князьями перво­начально именовались племенные вожди.

По мнению Б.А. Рыбакова, русов считали и варягами, и литов­цами, и балтийскими славянами, и финнами, и славянами, и среднеазиатскими аорсами, и др.

Русов то называют кочев­никами, то говорят, что они из племени славян, то противопо­ставляют их славянам и т.д. Мнения на сей счет разнохарактер­ны, очевидно, историки и далее будут трудиться в этой облас­ти, высказывать свои гипотезы и различные суждения. Одна­ко необходимо учитывать, что в "Повести временных лет" Нестора употребление слов "Русь", "Русская земля" ассоцииру­ется с понятием восточных славян, единой русской народнос­ти, единого русского государства. Это же понятие характерно и для более поздних суждений летописцев.

Начало государства Руси свя­зывается с основанием города Киева в земле полян. Еще в древности Киев считали "матерью городов русских". Основа­телем Киева, как отмечает летописец Нестор, был Кий — ис­торическая личность. Кий — это славянский князь Среднего Поднепровья, родоначальник киевских князей. Он был извес­тен самому императору Византии, который пригласил Кия еще в V в. в Константинополь и стремился привлечь его в качестве военного союзника.

Объединение восточнославянских земель в древнерус­ское государство было подготовлено внутренними социаль­но-экономическими процессами. Но произошло это, по мнению авторов, в результате похода князя Олега вместе с дру­гими племенами на Киев в 882 г. при активном участии ва­ряжской дружины. Сравнительно легкое утверждение вла­сти Олега в Поднепровье свидетельствует о том, что к этому времени созрели внутренние условия для объединения.

Приобретение власти посредством убийства соперника иллюстрирует вся дальнейшая история языческой Руси. Олег, по преданию, убивает Аскольда и Дира, чтобы вокняжиться в Киеве. Ярополк устраняет брата своего Олега. Смертельная опасность нависла над Владимиром. Как и сле­довало ожидать, Ярополк был убит, и "нача княжети Володимер в Киеве един". После смерти Владимира по тем же языческим мотивам Святополк расправляется с Борисом и Глебом, причисленными позднее к лику святых великому­чеников, в чем нужно видеть не одно лишь воздаяние уби­енным братьям за страдания, но и осуждение этого кровавого обычая язычников, греховного с точки зрения христианской морали.

Формирование народности шло параллельно со складыва­нием государства. К IX-X вв. сложилась основная этничес­кая территория древнерусской народности, сложился древнерусский литературный язык. Древнерусская народ­ность объединила все восточнославянские племена и стала единой колыбелью трех славянских народов позднейшего времени: русских, украинцев и белорусов. Таким образом, образование древнерусского государства явилось заверше­нием длительного процесса формирования феодальных от­ношений и классов феодального общества.