Муниципальные заимствования

 

Согласно ст. 64 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

В условиях рынка социально-экономическое развитие муниципаль­ных образований во многом зависит теперь не от центра и не от регио­нальных властей, а от собственных ресурсов муниципальных образо­ваний. Возросшая экономическая самостоятельность муниципальных образований дает возможность для проявления большей инициативы органам местного самоуправления, хотя при этом и возлагает на них большую ответственность за проводимую на территории муниципаль­ного образования экономическую политику.

Одно из направлений решения проблемы дефицита местных бюд­жетов, реализации местных инвестиционных программ, ослабления зависимости муниципального образования от дотаций федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ - выпуск муниципальных займов. Муниципальный за­ем - это привлечение финансовых ресурсов органами местного само­управления в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели с помощью долговых ценных бумаг. Муниципальный заем, таким образом, осуществляется посредством выпуска и продажи муници­пальных ценных бумаг, как правило, облигаций, в которых содержится обязательство муниципального образования через определенный срок, при наступлении определенного условия (или без этого) выплатить определенную денежную сумму или предоставить какое-либо матери­альное благо.

Путем эмиссии (выпуска) таких ценных бумаг органы местного самоуправления привлекают дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы для временного наполнения местного бюд­жета недостающими средствами, для кредитования различных муни­ципальных программ и т. п. Следует отметить, что извлечение прибыли обычно не является целью муниципального займа. В современной Рос­сии такой способ пополнения местного бюджета, как муниципальный заем, до сих пор находится в стадии зарождения, или, точнее, возрож­дения, поскольку ранее, в дореволюционной России, он широко ис­пользовался в практике российских муниципалитетов.

Цели выпуска муниципальных займов различны. Чаще всего к зай­мам органы местного самоуправления вынуждены прибегать ввиду временного дефицита бюджета, например необходимости авансовых выплат сельхозпроизводителям, оплаты «северного завоза» и т. п. Дру­гой случай - для погашения ранее размещенного муниципального займа. Достаточно часто муниципальные займы выпускаются с целью финансирования инвестиционных программ и проектов муниципаль­ного образования, например программ жилищного строительства или реконструкции автодорог.

Практика показывает, что в муниципальных образованиях не из­даются комплексные акты, регулирующие вопросы проведения муни­ципальных займов. Как правило, по каждому случаю, т. е. под каждый отдельный муниципальный заем, разрабатывается специальная норма­тивная база. /17/