Формы предложения деловой информации.
Различают следующие формы деловой информации:
1. Печатные издания.
2. Переносные БД на дискетах и компакт дисках (первые коммерческие БД на дискетах появились в 1982 году, а на компакт дисках в 1985году.).
3. Удаленный доступ к БД (в режиме on-line и off-line, может быть организован).
4. Консультации (оплата услуг специалиста по поиску информации в США составляет от 50- 100% за час работы).
5. Видеотекст – технология, обеспечивающая видеографическое обслуживание пользователей, при которой пользователь, имеющий телевизор со специальным адаптером для подключения к компьютеру и клавиатуре, получает интерактивный доступ к информационным ресурсам, находящимся на удаленном компьютере (широко распространен в Англии).
№ п.п. | Преимущество | Недостатки |
Для работы не требуется специальной подготовки | 1. сложный поиск; 2. невозможно обновить информацию | |
Упрощается поиск | 1. затруднена работа с несколькими базами данных; 2. необходимость платить за информацию, которая возможно никогда не понадобится; 3. необходимо иметь компьютер и уметь на нем работать. | |
1. Пользователь обращается к БД, но платит только за ту информацию, которая его интересует; 2. Упрощается работа с несколькими БД. | 1. Необходимо платить за связь. | |
1. Пользователь платит непосредственно за ту, информацию, которая ему нужна; 2. Не тратится время на её поиск. | 1. Невозможно проконтролировать, сколько времени затрачено на поиск информации; 2. Необходимо оплатить все расходы, связанные с поиском информации в различных справочниках и БД. | |
Не требуется специальной подготовки | 1. Необходим специальный адаптер и модем; 2. Таким способом распространяются не все виды информации, как правило, только потребительская информация. |
4 Классификация коммерческих БД по различным признакам.
По форме предложения информации:
· текстовые (их становиться все больше) – гипертекстовые;
· цифровые (их становиться все меньше);
· видео;
· аудио;
· электронные услуги;
· программные.
По географическим регионам:
· Африка;
· Азия;
· Австралия;
· Дальний восток;
· Восточная Европа;
· Западная Европа;
· Северная Америка;
· Южная Америка.
По тематике:
· Бизнес;
· Потребительская информация (её становится все больше, т.е. Интернет);
· Медицина;
· Правовая информация (становится все больше, технология с полнотекстовой БД);
· Новости;
· Общественные науки;
· Научно-техническая информация.
По способу доступа:
· Диалоговый поиск (on-line);
· Пакетный поиск (off-line);
· Компакт диск;
· Дискеты;
· Магнитная лента.
По статусу генераторной БД:
· Государственные;
· Коммерческие;
· Некоммерческие.
5. Субъекты информационного бизнеса.
Категории субъектов информационного бизнеса (в дальнейшем ИБ).
В настоящее время на рынке информации сформировалось разделение труда между организациями занимающимися созданием и эксплуатацией БД и организациями, занимающимися обеспечением доступа к информационным ресурсам.
Классификация Cadre Elsevier.
1. Производители БД – организации, осуществляющие сбор информации и перевод её в машиночитаемую форму.
2. Интерактивные службы – организации, осуществляющие интерактивный доступ к БД, т.е. организации, разрабатывающие автоматические банки данных.
3. шлюзы или межсистемные интерфейсы – организации, обеспечивающие доступ к данным автоматизированных банков данных.
4. телекоммуникационные службы – организации предоставляющие средства связи.
5. пользователи – конечные пользователи;
- промежуточные пользователи (посредники), оказывающие своим клиентам услуги по информационному поиску. К последним, относятся библиотеки, информационные устройства коллективного использования информационных ресурсов (промежуточные).
Взаимоотношения между субъектами информационного бизнеса: