Вопрос 3. Создание и ликвидация предприятий

Создание собственного дела в России осуществляется в соответствии с действующим гражданским законодательством, федеральными законами об отдельных организационно-правовых формах участников предпринимательской деятельности и нормативными актами, регулирующими весь процесс создания и функционирования предпринимательских организаций. Создание собственного дела в той или иной организационно-правовой форме предполагает наличие следующих предпосылок:

- наличие имущества для формирования первоначального капитала;

- наличие определенного объема финансовых средств, необходимых для формирования минимального размера уставного (складочного) капитала;

- наличие нежилых помещений, необходимых для размещения офиса будущей организации и осуществления намеченных видов деятельности, или наличие возможностей для аренды нежилых помещений;

- предварительное изучение предполагаемого рынка, на котором предприниматель будет предлагать для реализации результаты предпринимательской деятельности;

- формирование команды квалифицированных учредителей (партнеров) собственного дела, хорошо знающих технологию осуществления определенных видов деятельности, ве­дение бухгалтерского и финансового учета и др.

Прежде чем начать процесс создания собственного дела, предпринимателю необходимо ответить на вопрос: Какой вид бизнеса следует выбрать? Обычно наилучшим видом бизнеса является тот, в ко­тором будущий предприниматель наиболее заинтересован, а также тот, для ведения которого уже имеются определенные навыки. Он может проконсультироваться со службами поддержки пред­принимательства о потенциальных возможностях различных видов бизнеса в своем районе. Соответствие его квалификации возмож­ностям местного рынка увеличит шансы на успех.

Будущий предприниматель должен быть компетентным в той области деятельности, в которой он намеревается создать соб­ственное дело. По данным американской статистики, около 90% новых предприятий открывают люди в той области деятельнос­ти, в которой уже имеют опыт работы, или прошли специальное обучение и стажировку, или сумели привлечь к созданию соб­ственного дела высококвалифицированных специалистов, кото­рым они доверяют свою судьбу.

Предприниматель должен уметь хорошо рассчитывать предпо­лагаемые последствия от риска, сохранять предпринимательскую тайну, владеть всей информацией о деятельности собственного предприятия, потребителях продукции, клиентах, поставщиках, конкурентах в особенности. Будущий российский предприниматель непременно должен помнить важнейшее правило: в организации своего дела он должен рассчитывать на собственные силы, ибо только малое предпринимательство пользуется определенной поддержкой со стороны властей.

Практически любой предприниматель, создавая собственное дело, проходит следующие этапы:

- возникновение и обоснование идеи о занятии определенным видом предпринимательской деятельности;

- постановка ближайших и перспективных целей осуществления своей предпринимательской идеи;

- формирование конкретного решения об открытии своего дела в определенной организационно-правовой форме;

- подбор квалифицированных и надежных соучредителей нового дела;

- определение финансовых источников, необходимых для ведения предпринимательской деятельности на первом этапе функционирования фирмы;

- разработка необходимых (в зависимости от организационно-правовой формы) учредительных документов;

- проведение комплекса организационных мероприятий по созданию собственного дела проведение первого собрания учредителей, выбор фирменного наименования, подбор ква­лифицированных сотрудников, изготовление печати (штам­пов), выбор товарного знака и др.;

- разработка обоснованного бизнес-плана;

- государственная регистрация фирмы в установленном по­рядке;

- постановка на учет в налоговом органе по месту нахожде­ния фирмы (месту жительства индивидуального предпри­нимателя);

- открытие в установленном порядке в любом банке расчет­ных (текущих) и других счетов;

- заключение договоров (контрактов) на поставку сырья, ма­териалов, комплектующих изделий и других факторов про­изводства, необходимых для осуществления предпринима­тельской деятельности;

- получение в соответствии с законодательством разрешения (ли­цензии) на осуществление отдельных видов деятельности;

- проведение глубоких маркетинговых исследований рынка, выбор способов продвижения товаров на рынок, определе­ние путей сбыта продукции потребителям; определение ме­тодов формирования цен на продукцию или услуги;

- заключение договоров поставки, купли-продажи товаров (ус­луг) с потребителями;

- проведение необходимой рекламной кампании товаров (ус­луг);

- организация учета доходов и расходов в соответствии с нор­мативными документами Минфина РФ и др.

Несомненно, все этапы создания собственного дела крайне важ­ны, но решающий - это обоснование предпринимательской идеи, поскольку именно на этом этапе выявляется экономический ин­терес (мотивы) предпринимателя в осуществлении конкретных видов деятельности, но главное - идея должна быть реали­зована в те результаты, которые будут признаны рынком.

Важным этапом создания собственного дела является этап ре­шения вопроса о финансовых возможностях предпринимателя, которые необходимы при формировании уставного (складочно­го) капитала, т. е. решение вопроса, где взять денежные средства, необходимые для создания собственного предприятия, а значит, для приобретения сырья, материалов, энергии, топлива, найма рабочей силы и других факторов производства. Источниками средств могут быть собственные накопления, средства, взятые в долг у родственников, знакомых, полученные ссуды в банках, у будущих потребителей, средства, полученные от выпуска и реа­лизации ценных бумаг, а также помощь государственных орга­нов, занимающихся поддержкой предпринимательства.

На предыдущих стадиях, предприниматель (совместно с парт­нерами) должен принять решение о выборе организационно-пра­вовой формы предпринимательской деятельности (фирмы), ис­ходя из предполагаемых целей, финансово-экономических воз­можностей, опыта, знаний и других факторов.

На выбор организационно-правовой формы предприниматель­ства в немалой степени влияют внешние факторы: политическая стабильность (если ее нет, предприниматель не будет заинтере­сован разрабатывать и реализовывать долгосрочные проекты), мак­роэкономические процессы и структурная перестройка экономики, экономические кризисы и инфляция, государственная поддерж­ка и регулирование предпринимательской деятельности, состо­яние рынка и другие факторы, которые необходимо учитывать при создании собственного дела и выбора предмета деятельно­сти. Важное значение для успеха деятельности имеют: месторас­положение, наличие инфраструктуры для деятельности фирмы, благоприятное отношение к предпринимателям местных орга­нов самоуправления.

Большое значение имеет скорость обо­рота вложенных при создании собственного дела средств. Как из­вестно, наибольшая скорость оборота денежных средств наблю­дается в торгово - посредническом предпринимательстве, а наи­меньшая - в производственном. Например, в России до 45% малых предприятий сосредоточили свою деятельность в торговле и сфере обслуживания населения.

Важную роль в процессе создания собственного дела играет разработка учредительных документов фирмы, устанав­ливающих фактически весь механизм ее функционирования. Бу­дущий предприниматель при разработке устава и (или) учреди­тельного договора должен руководствоваться положениями Граж­данского кодекса РФ, положениями федеральных законов об отдельных организационно-правовых формах предприниматель­ства и другими нормативными актами.

Организация собственного дела при наличии соответствую­щих материальных, финансовых и других возможностей может быть осуществлена посредством следующих форм: приобретение (покупка) предприятия (бизнеса), аренда предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого для осуществле­ния предпринимательской деятельности, использование метода франчайзинга и учреждение собственного дела в определенной организационно-правовой форме.

Приобретение предприятия. Собственник продаваемого предприятия по договору продажи предприятия в соответствии с Гражданским кодексом РФ должен передать в собственность по­купателя предприятие в целом как имущественный комплекс. Пред­приятие в целом или его часть могут быть объектом купли-прода­жи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.

В состав предприятия как имущественного комплекса, входят все виды имущества, предназначенные для этой деятель­ности, включая земельные участки, здания, сооружения, обору­дование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприя­тие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

До подписания договора продажи предприятия должны быть составлены и рассмотрены сторонами следующие документы: акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, а также перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков исполнения их требований. Все эти документы должны быть приложены к договору продажи предприятия.

Состав и стоимость продаваемого предприятия определяются в договоре продажи предприятия на основе полной инвентаризации предприятия, проводимой в соответствии с установленными правилами.

Договор продажи предприятия подлежит государственной ре­гистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Продажа предприятия покупателю продавцом осуществляет­ся по передаточному акту, в котором указываются данные о составе предприятия и об уведомлении кредиторов о продаже пред­приятия, а также сведения о выявленных недостатках передан­ного имущества и перечень имущества, обязанности по передаче которого не исключены продавцом ввиду его утраты. Предприя­тие считается переданным покупателю со дня подписания пере­даточного акта обеими сторонами. С этого момента на покупате­ля переходит риск случайной гибели или случайного поврежде­ния имущества, переданного в составе предприятия.

Право собственности на предприятие переходит к покупате­лю с момента государственной регистрации этого права. С момента перехода права собствен­ности на предприятие покупатель начинает самостоятельно осу­ществлять свою предпринимательскую деятельность.

Продажа предприятия осуществляется путем проведения от­крытых торгов, если иное не предусмотрено планом внешнего управления, притом за 30 дней до даты проведения торгов долж­но быть опубликовано объявление о продаже предприятия. В объяв­лении о продаже предприятия должно содержаться следующее:

- сведения о предприятии и порядок ознакомления с ним, пре­дельные сроки подачи заявок на приобретение предприя­тия, которые не могут быть действительны менее двух не­дель и более одного месяца с даты опубликования данного объявления;

- время, место и форма проведения торгов;

- порядок оформления участия в торгах;

- начальная цена предприятия, установленная комитетом кре­диторов или собранием кредиторов;

- размер задатка, сроки и порядок внесения задатка;

- критерии выявления победителей торгов;

- порядок оформления результатов торгов;

- сведения об организаторе торгов.

Лицо, являющееся победителем аукциона при проведении тор­гов по продаже предприятия, и организатор открытых торгов в день проведения аукциона подписывают протокол, имеющий силу договора продажи предприятия. Право собственности на при­обретенное предприятие подлежит государственной регистра­ции.

Следующей формой организации собственного дела является аренда пред­приятия по договору аренды предприятия в целом как имуще­ственного комплекса, используемого для осуществления пред­принимательской деятельности. В соответствии с договором арен­ды предприятия арендодатель (собственник предприятия) обязуется предоставить арендатору за плату во временное владе­ние и пользование земельные участки, здания, сооружения, обо­рудование и другие входящие в состав предприятия основные средства, передать в порядке, на условиях и в пределах, опреде­ляемых договором, запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства, право пользования землей, водой и други­ми природными ресурсами, иные имущественные права, связанные с предприятием, права на обозначения, индивидуализирующие деятельность предприятия, и другие неисключительные права, а также уступить ему права, требования и перевести на него долги, относящиеся к предприятию.

Права арендодателя, полученные им на основании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей предпринимательской де­ятельностью, не подлежат передаче арендатору, однако в соответ­ствии с законом о лицензировании право лицензии может быть в установленном порядке переоформлено на арендатора.

Договор аренды предприятия заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, подлежит государственной регистрации и считается заключен­ным с момента такой регистрации.

Передача предприятия арендатору осуществляется по переда­точному акту. Подготовка предприятия к передаче, включая со­ставление и представление на подписание передаточного акта, является обязанностью арендодателя и осуществляется за его счет, если иное не предусмотрено договором аренды.

Договор аренды предприятия заключается на срок, установ­ленный договором. Если в договоре аренды предприятия срок аренды не установлен, такой договор считается заключенным на неопределенный срок. В последнем случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом дру­гую сторону за три месяца.

Если иное не предусмотрено договором аренды предприя­тия, арендатор вправе без согласия арендодателя продавать, об­менивать, предоставлять во временное пользование либо взай­мы материальные ценности, входящие в состав имущества арен­дованного предприятия, сдавать их в субаренду и передавать свои права и обязанности по договору аренды в отношении таких цен­ностей другому лицу при условии, что это не уменьшает сто­имость предприятия и не нарушает другие положения договора аренды предприятия. Аренда­тор предприятия обязан в течение всего срока действия догово­ра аренды предприятия поддерживать предприятие в надлежа­щем техническом состоянии, в том числе проводить текущий и капитальный ремонты.

Арендатор предприятия обязан своевременно вносить плату за пользование предприятием как имущественным комплексом, порядок, условия и сроки внесения которой устанавливаются до­говором аренды предприятия. Арендная плата может быть уста­новлена за все арендуемое предприятие или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

- определенных в твердой сумме платежей, вносимых пери­одически или единовременно;

- установленной доли полученных в результате использова­ния арендованного имущественного комплекса продукции или доходов;

- предоставления арендатором определенных услуг и в дру­гих видах.

При прекращении договора аренды предприятия арендован­ный имущественный комплекс должен быть возвращен арендодателю в соответствии с положением договора аренды пред­приятия и Гражданским кодексом РФ.

Следующая форма организации бизнеса – франчайзинг.

Франчайзинг представляет собой соглашение (договор) крупных корпораций с малыми фирмами или отдельными предпринима­телями, производственными или функционально - операционны­ми компаниями. Сущность франчайзинга состоит в таком спосо­бе ведения предпринимательского бизнеса, при котором фирма - франчайзер предоставляет своему партнеру (франчайзи) право осуществлять определенный вид деятельности с использовани­ем своей технологии, лицензии, ноу-хау, фирменной торговой марки. При этом франчайзи обязуется соблюдать предписанные стандарты и качество проектов. Франчайзер консультирует парт­нера при выборе сферы торговли и услуг, организации торговой и сбытовой сети, проведения рекламной компании.

Предпринимательская деятельность, организованная по ме­тоду франчайзинга, считается прогрессивной и динамичной фор­мой организации бизнеса. Существуют три основных вида фран­чайзинга:

- товарный;

- производственный;

- деловой.

Товарный фран­чайзинг - такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупает у ведущей компании права на продажу товаров с ее тор­говой маркой. Производственный франчайзинг - передача тех­нологии партнеру для производства продукции. Этот вид фран­чайзинга за рубежом наиболее широко представлен в производ­стве безалкогольных напитков. Деловой франчайзинг является наиболее популярным способом франчайзинга. В данном случае франчайзер продает лицензию частным лицам или другим ком­паниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под его именем.

Правовой основой взаимоотношений франчайзера с франчайзи является договор франчайзинга. Предметом договора является пе­редача прав на использование торговой марки, лицензий и способов ведения бизнеса, имеющихся у франчайзера и положительно зарекомендовавших себя на рынке.

Франчайзинг открывает широкие возможности для предпри­нимателей. Используя франчайзинг, фирма - франчайзер получает возможность широкого и быстрого роста своего бизнеса, не при­бегая к кредитам. Франчайзинг позволяет производителям осу­ществлять больший контроль над условиями реализации своей продукции. С другой стороны, франчайзинг дает предпринима­телю возможность начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой со стороны франчайзера.

Регистрация индивидуального предпринимателя производится по месту его постоянного жительства, однако предпринимательскую деятельность можно вести в любом регионе России и за рубежом.

Регистрация производится в налоговом органе в режиме «одного окна». При регистрации предпринимательской деятельности лично необходимо:

- предъявить паспорт и сдать его ксерокопию;

- предъявить квитанцию об оплате государственной пошлины;

- подать заявление по специальной форме;

- подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (если вы хотите с первого дня деятельности использовать именно это режим налогообложения).

Регистрационные документы вы получите не позднее, чем через 5 рабочих дней. После этого можно:

- заключать договора с потребителями и поставщиками товаров и услуг;

- изготовить печать (если она требуется);

- открыть расчетный счет (если нужен);

- заключать договора с работниками;

- приобрести и зарегистрировать контрольно-кассовую технику.

После заключения первого же договора с работником необходимо в течение 30 дней встать на учет в Пенсионном фонде и Фонде обязательного медицинского страхования, подав соответствующие заявления.

Некоторые виды деятельности можно вести только после получения лицензии на право их ведения.

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц.

Государственная регистрация юридических лиц представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнитель­ной власти, осуществляемый посредством внесения в государ­ственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликви­дации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с вышеназванным законом.

В государственном реестре содержатся следующие сведения о юридическом лице:

1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наимено­вание, в том числе фирменное, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из язы­ков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юри­дического лица на этих языках;

2) организационно-правовая форма;

3) адрес (место его нахождения) постоянно действующего ис­полнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридическо­го лица - органа или лица, имеющего право действовать от име­ни юридического лица без доверенности), по которому осуще­ствляется связь с юридическим лицом;

4) способ образования юридического лица (создание или ре­организация);

5) сведения об учредителях юридического лица;

6) копии учредительных документов юридического лица;

7) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, создан­ных в результате реорганизации иных юридических лиц, в учре­дительные документы которых вносятся изменения в связи с ре­организацией, а также для юридических лиц, прекращающих свою деятельность в результате реорганизации;

8) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления изменениях, внесенных в учредительные документы;

9) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации);

10) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала уставного фонда, паевых взносов или другого);

11) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

12) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом. Эти сведения представляются лицензирующими органами не по­зднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.

Государствен­ная регистрация осуществляется по месту нахождения указан­ного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа юридичес­кого лица, а в случае отсутствия такого исполнительного орга­на - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверен­ности.

Документы представляются в регистрирующий орган уполно­моченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и опи­сью вложений. Уполномоченным лицом (заявителем) могут яв­ляться следующие физические лица:

- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

- учредитель (учредители) юридического лица при его созда­нии;

- руководитель юридического лица, выступающего учреди­телем регистрируемого юридического лица;

- управляющий или руководитель ликвидацион­ной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридическо­го лица;

- иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным зако­ном, или актом специального уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуп­равления.

Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представленное в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его нали­чии). Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена.

Датой представления документов при осуществлении государ­ственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. В день получения регистрирующим органом доку­ментов заявителю выдается соответствующая расписка, а при по­ступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения регистрирующим органом документов.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством требованиям, что сведения, содержащиеся в документах достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юри­дических лиц данной организационно - правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов) на момент госу­дарственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

- учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица учредителя;

- документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - по месту нахождения иного органа или лица имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государствен­ной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государ­ственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются Прави­тельством РФ.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Прави­тельством РФ.

Отказ в государственной регистрации создаваемого юридического лица в соответствии с федеральным законом допускается в случае:

- непредставления определенным федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, указанные в приведенных выше пунк­тах. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение об от­казе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения, которое может быть заявителем обжаловано в судебном порядке.

Так, в соответствии со ст. 169 УК РФ неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разреше­ния (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение предпринимателя или юридического лица в за­висимости от организационно - правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности, либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпри­нимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы, либо лишением права занимать определенные должности и др.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона «О государ­ственной регистрации юридических лиц» регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной ре­гистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.

Налоговый орган, осуществивший в соответствии с федеральным законом государственную регистрацию юридического лица обязан в течение 10 дней поставить в соответствии с установлен­ными МНС РФ правилами данную организацию на налоговый учет

Налоговый орган обязан поставить организацию на учет в те­чение пяти дней со дня подачи ею необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство, форма кото­рого устанавливается МНС РФ. Налоговый орган присваивает организации идентификационный налоговый номер, который организация обязана указывать во всех документах. Организация - налогоплательщик включается в Единый государственный реестр налогоплательщиков.

Об изменениях в уставе и других учредительных документах организации, в том числе связанных с образованием новых фи­лиалов и представительств, изменением места нахождения, а также о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельнос­ти, организация обязана уведомлять налоговый орган, в котором она стоит на учете, в 10 - дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах. Постановка на учет, сня­тие с учета осуществляются налоговым органом бесплатно.

Организация, в состав которой входят обособленные подраз­деления, расположенные на территории Российской Федерации, а также если в ее собственности находится подлежащее налого­обложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в ка­честве налогоплательщика в налоговом органе как по месту сво­его нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обо­собленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. При осу­ществлении деятельности в Российской Федерации через обособ­ленное подразделение заявление о постановке на учет организа­ции по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после его создания.

Заявление организации о постановке на учет по месту нахожде­ния подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахож­дения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации. В случае ликвидации или реорганизации, принятия организа­цией решения о закрытии своего филиала или иного обособлен­ного подразделения, прекращения деятельности через постоянное представительство снятие с учета производится налоговым органы заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.

Нарушение налогоплательщиком срока постановки на учет в налоговом органе, уклонение от постановки на учет влекут взыскание штрафов в установленном размере.

В течение 10 дней после дня государственной регистрации организация должна встать на учет в органах государственных внебюджетных фондов в таком же порядке, как при постановке на учет в налоговом органе. Форма заявления о постановке на учет разрабатывается органами государственных внебюджетных фондов по согласованию с МНС РФ.

При постановке организации на учет в налоговом органе и органах государственных внебюджетных фондов ей выдаются свидетельство и соответствующие справки о постановке на учет, необходимые для открытия расчетного и других счетов в банке. Налогоплательщик обязан в течение пяти дней после даты от­крытия или закрытия счета в банке сообщить об этом налогово­му органу, в котором стоит на учете, в противном случае на него налагается штраф.