Тема 2.3 Цвет как средство выражения художественного образа

Практическая работа 8

Организация плоскости ритмами. Организовать плоскость ритмами на модульной основе, (3 эскиза 8×12 см).

Цель:Научиться графически изображать ритмы на основе модульных сеток.

Порядок работы над заданием.

1. Анализ аналогичных графических композиций и приемов их построения.

2. Вынашивание идеи.

3. Поиск вариантов композиции в эскизах.

4. Выбор одного из вариантов и его графическая проработка.

5. Выполнение работы на формате А-4.

Методические указания:

 

 

Основные понятия:Понятие «цвет». Эмоциональное воздействие цвета, символика цвета. Основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность чистота цвета.

Различают цвет света, падающего на форму и собственный цвет формы. Цвет следует рассматривать как дополнительный компонент, который может выявить форму или зрительно ее разрушить (пр., военный камуфляж). В архитектуре цвет связан с основной композиционной темой (пр., цветовая среда русских храмов – фрески). Используя особенности цвета можно компенсировать недостатки формы или подчеркнуть характерные черты. Цветовой круг может состоять из 12, 24 и т.д. цветов.

Основные характеристики цвета: цветовой тон – качество цвета, которое определяется его названием (красный, синий и т.д.) и зависит от его места в спектре или на цветовом круге. Ахроматические цвета не имеют цветового тона. светлота – степень отличия цвета от черного и белого. Насыщенность цвета – степень отличия хроматического цвета от равного ему по тону ахроматического. Чистота цвета – доля чистого спектрального цвета в общей яркости данного цвета или самые чистые цвета – спектральные. Гармония- равновесие, симметрия сил. Цветовая гармония – равновесие цветовых сочетаний. Каждая пара дополнительных цветов содержит все 3 основных цвета (красный-зеленый: красный – синий +желтый; синий -оранжевый: синий- красный + желтый). Колорит – гармоничное сочетание, взаимосвязанное тональное соединение в картине различных тонов (Суриков писал в голубоватых тонах, Серов – в серо-синем колорите).

Практическая работа 9Цветовые гармонии. Подобрать гармоничное цветовое решение к эскизам ритмических пропорций (3 эскиза 8×12 см).

Цель:Учиться различать теплые и холодные цвета, оттенки одного цвета, хроматические и ахроматические цвета.

Порядок работы над заданием.

1. 1.Подготовка поверхностей для выполнения способов работы акварелью или гуашью.

2. Подготовка красочного состава.

3. Выбор материалов, инструментов и приспособлений.

4. Нанесение акварелей с помощью специальных инструментов.

5. Оформление работы.

Методические указания:

Акварелью принято работать так, чтобы красочный слой наносился ровно мягкой кистью, один раз, чтобы краска скатывалась по приподнятому листу, натянутому на планшет. Каждый красочный слой должен полностью просушиваться. При выполнении задания необходимо продумать ход работы, цветовую гамму. Следует стремиться найти оригинальное решение. Работу надо выполнить аккуратно и методически грамотно. Приемы и способы работы акварелью можно сочетать для получения наиболее выразительного образа. Рекомендуется выдерживать последовательность в работе.

Применяя холодные или теплые тона, сочетая насыщенность и количество цвета можно иллюзорно расширить пространство, или, наоборот, приблизить к зрителю объемы, организующие пространство. Цвета делятся на теплые и холодные (выступающие и отсутствующие); на хроматические и ахроматические. Ахроматические: черный, белый, оттенки серого. Цвета делятся на основные, составные, дополнительные. Цвета, которые нельзя получить смешением красок, называются Основными (желтый, синий, красный). Цвета, полученные при смешивании основных – составные. Дополнительные – цвета, расположенные на противоположных концах круга. Сочетание дополнительных цветов дает особое звучание каждому из цветов.