Вопрос 1. Сущность, функции и виды маркетинга

Маркетинг - это система управления производственной и сбытовой деятельностью, основанная на комплексном анализе рынка, предполагающая проведение ассортиментной и ценовой политики, целенаправленное формирование и стимулирование спроса, выбор оптимальных каналов и организацию товародвижения.

Из определения видно, что предметом маркетинга являются 4 основных элемента, называемых в теории ещё и комплексом маркетинга или маркетинг-миксом, система “4P”:

-product (товар);

-price (цена);

-promotion (рекламостимулирование; продвижение-амер., коммуникация-евр.);

-place (сбыт).

Маркетинг - это система управления производственной и сбытовой деятельностью, ориентированная на рынок, конечного потребителя, на удовлетворение его потребностей. Отдельные элементы маркетинга: реклама (расхваливание товара), торговля в кредит или со скидками, выбор удобного для покупателя времени торговли, доступных или людных мест используемых с момента возникновения торговли. Но маркетинг сформировался как наука только тогда, когда все его элементы стали взаимосвязаны в систему, где логично продумано все, начиная от запуска изделия в производство до его продажи конкретному потребителю с целью получения максимальной прибыли. Причем предшествует запуску изделия в производство тщательное и комплексное изучение рынка, выяснение удовлетворенной не полно или неудовлетворенной потребности. Далее задача маркетинга сводится к тому чтобы воплотить эту потребность в товаре, проинформировать об этом покупателей с помощью рекламы, определить цену и регулироемость ее на протяжении всего жизненного цикла товара, исходя из конъюнктуры рынка. Маркетинг предполагает также определение наивыгоднейшего способа сбыта товара, стимулирование его продаж, осуществление дальнейшего исследования рынка с целью совершенствования выпускаемых и создания новых товаров.

Таким образом, маркетинг - это системный подход к предполагаемой деятельности. Это философия современного бизнеса. Суть философии бизнеса в том, что получить максимальную прибыль, в условиях развитого рынка и жесткой конкуренции, можно только удовлетворив определенные потребности покупателей. Удовлетворение потребностей - это движущая сила маркетинга.

Именно с этой целью изучается рынок, анализируется спрос и степень его удовлетворенности, изучаются методы и способы удовлетворения той или иной нужды, изучаются привычки людей, способы совершения и движущие силы при совершении покупок. Таким образом, в центре внимания маркетинга - человек и его нужды.

Маркетинг направлен на то чтобы:

1) производить только то, что продается, а не продавать то, что производится;

2) производить не то что хотят продать, а то, что потребители желают купить.

Однако не следует заблуждаться на тот счет, что маркетинг только следует за интересами потребителя. Он одновременно и диктует ему свои условия, опережая желания потребителя, создавая товары, которые потребитель и не мог себе представить, но, получив их, с удовольствием применяет. Таким образом, маркетинг решает двустороннюю задачу. С одной стороны он предполагает тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкуса и потребностей, ориентацию производства на эти требования. С другой - активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.

Т.о. одна из современных задач маркетинга - превратить покупательский спрос потребителя в эффективный спрос.

Используя маркетинг, фирма не пассивно реагирует на рыночные явления, а проводит продуманную, хорошо скоординированную политику завоевания рынка сбыта. С одной стороны приспосабливая ассортимент товаров требованиям рынка, а с другой - активно формируя потребности и спрос с целью наиболее прибыльной реализации имеющихся ресурсов.

Marketing - делаю рынок, деятельность в сфере рынка.

Маркетинг - это рыночная ориентация производства.

Функции маркетинга:

1. Нормирование

2. Планировании

3. Организация

4. Учет, контроль, анализ

5. Регулирование

1. Комплексное исследование рынка

2. Бэнчмарктеинг (разведка тайн конкурентов)

3. Анализ производственно-сбытовых возможностей предприятия

4. Планирование ассортимента

5. Определение цены

6. Организация, стимулирование и продвижение продаж

7. Сбыт