Вопрос 3. Мотивация как функция менеджмента

Мотивация - одна из важнейших функций менеджмента.

Мотивация – это система мер, цель которых создать у работника стимулы к труду и побудит его работать с полной отдачей.

Поведение человека определяется множеством мотивов

Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Он находится внутри человека и носит персональный характер

 

В основе внутренних побуждений лежат потребности. Согласно теории А.Маслоу все потребности могут быть разделены на 5 групп:

 

 

Известность, публичные признания

Сотрудничество с коллегами

Зарплата выше минимальной, возможность страхования, социальные гарантии

Минимальная зарплата, сносные условия

Потребности более высокого уровня активнее побуждают человека к действиям. Но они могут быть удовлетворены только после того, как удовлетворены потребности более низкого уровня. Удовлетворенные потребности уже не мотивируют людей.

На основе мотивации осуществляется стимулирование труда. Стимулирование труда – это метод воздействия на трудовое поведение работника через мотивацию с целью поддержания определенной меры трудовой активности

Стимулы труда – любые блага (материальные, духовные), удовлетворяющие потребности человека, если их получение предполагает трудовую деятельность.

Цель стимулирования не только побудить человека работать, а побудить его делать лучше и больше того, что обусловлено трудовыми отношениями.

Стимулы делятся на внутренние (чувство самоуважения, ощущение значимости своего труда), это моральные стимулы, и внешние (зарплата, премии, служебный рост, статус, поощрение, похвала, льготы). Это материальные и материально- социальные стимулы

1. Материально-денежное стимулирование.

Деньги – это наиболее эффективный и используемый способ стимулирования. Денежное вознаграждение заставляет работника трудится эффективнее, если он придает ему большое значение и если вознаграждение напрямую связано с результатами труда. Но часто бывает трудно оценить индивидуальный вклад работника, поэтому материально-денежное стимулирование не всегда эффективно.