Вопрос 3. Мотивация как функция менеджмента
Мотивация - одна из важнейших функций менеджмента.
Мотивация – это система мер, цель которых создать у работника стимулы к труду и побудит его работать с полной отдачей.
Поведение человека определяется множеством мотивов
Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Он находится внутри человека и носит персональный характер
В основе внутренних побуждений лежат потребности. Согласно теории А.Маслоу все потребности могут быть разделены на 5 групп:
Известность, публичные признания
Сотрудничество с коллегами
Зарплата выше минимальной, возможность страхования, социальные гарантии
Минимальная зарплата, сносные условия
Потребности более высокого уровня активнее побуждают человека к действиям. Но они могут быть удовлетворены только после того, как удовлетворены потребности более низкого уровня. Удовлетворенные потребности уже не мотивируют людей.
На основе мотивации осуществляется стимулирование труда. Стимулирование труда – это метод воздействия на трудовое поведение работника через мотивацию с целью поддержания определенной меры трудовой активности
Стимулы труда – любые блага (материальные, духовные), удовлетворяющие потребности человека, если их получение предполагает трудовую деятельность.
Цель стимулирования не только побудить человека работать, а побудить его делать лучше и больше того, что обусловлено трудовыми отношениями.
Стимулы делятся на внутренние (чувство самоуважения, ощущение значимости своего труда), это моральные стимулы, и внешние (зарплата, премии, служебный рост, статус, поощрение, похвала, льготы). Это материальные и материально- социальные стимулы
1. Материально-денежное стимулирование.
Деньги – это наиболее эффективный и используемый способ стимулирования. Денежное вознаграждение заставляет работника трудится эффективнее, если он придает ему большое значение и если вознаграждение напрямую связано с результатами труда. Но часто бывает трудно оценить индивидуальный вклад работника, поэтому материально-денежное стимулирование не всегда эффективно.