Акустические компоненты интонации

Интонация.

Интонация - сложное явление. Она включает в себя четыре акустических компонента: тонголоса, силу звуча­ния,его длительностьи тембр.Что же собой представля­ют слагаемые интонации?

Прежде чем ответить на вопрос, вспомним, что собой представляет звук человеческой речи.

Звук как акустическая единица также заключает в себе признаки высоты, силы, тембраи длительности.Высота звука - количество колебаний голосовых связок. Оно измеряется в герцах в секунду: чем больше герц в секунду, тем выше звук. Сила звука, его интенсивность зависит от амплитуды колебаний голосовых связок и измеряется в децибелах. Тембр — совокупность основного тона и оберто­нов. Обертоны (разночастотные колебания частиц возду­ха) образуются в ротовой полости. Их различие зависит от формы и объема рта, меняющихся во время артикуля­ции звуков. Длительность звука определяется количеством времени, необходимого для произнесения звука.

Следует подчеркнуть, что звуки и интонация состоят из одних и тех же акустических компонентов. Это объ­ясняется тем, что образование звуков и интонации - еди­ный артикуляционно-акустический процесс.

Теперь рассмотрим акустические компоненты интонации.

Термин тонвосходит к греческому слову tonos (бук­вально «натянутая веревка, натяжение, напряжение»).

Используется этот термин в разных науках. В физике — звук, порождаемый периодическим колебанием воздуха; в музыке — музыкальный звук определенной высоты; в жи­вописи — оттенок цвета или светотени; в медицине - звук работающего сердца, его клапанов.

Когда говорят о тоне звуков речи, то имеют в виду высоту гласных, сонорных и звонких шумных согласных. Тон формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. В результате коле­бания голосовых связок возникает основной тон звука, важнейший компонент речевой интонаций.

Ученые подсчитали, что мужчины говорят на частоте 85— 200 гц, а женщины — 160-340 гц. Это средний тон речи.

А сколько колебаний в секунду совершают голосовые связки певицы с самым высоким женским голосом (коло­ратурное сопрано), когда она поет на самой высокой ноте (фа третьей октавы)? Частота колебаний поразительна. Одна тысяча триста девяносто семь! Такая частота голосо­вых связок - не только дар природы, но и результат долгого изнурительного труда певицы.

С помощью изменения тона создается мелодический рисунок речи. Не только ораторы, но и каждый, кто стре мится донести свои мысли до слушателя, должен уметь тонировать речь, придавать ей мелодическое разнообра­зие.

Большим недостатком считается монотонность.Она воз­никает в том случае, когда высота звука остается неизмен­ной на всем протяжении речи.

Не украшает речь и слишком высокий или слишком низкий тон. Предельно высокий тон физически утомляет, вызывает усталость, а низкий тон зачастую раздражает, поскольку требует от слушателя большего напряжения.

Высота тона определяется состоянием говорящего, его отношением к речи, к собеседникам. Эмоциональные ора­торы, увлеченные и энергичные, чаще всего говорят в по­вышенном тоне. Так же поступают разгневанные люди или спорящие между собой. Робкие, пассивные говорят, на­оборот, низким тоном.

Задача оратора: определить диапазон своего голоса и стараться разнообразить его тональность.

Поль Сопер рекомендует проверить диапазон своего го­лоса по роялю или напевая гамму до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Он пишет:

Определите, какая у вас средняя или наиболее подходящая высота тона. Затем попробуйте поднять ее или опустить на несколько тонов. Произносите восклицание «А!» в медлен­ном темпе, начиная с высокой ноты, с какой только возмож­но, и опускаясь до предельно низкой. Затем идите обратным порядком. Прислушайтесь к самому высокому и самому низкому звучанию. Обратите внимание, насколько диапазон в данном случае шире, чем это возможно, по мнению нович­ков, в речи.

Сила звучаниязависит от напряженности и амплиту­ды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания, тем интенсивнее звук.

На слух различают уровень интенсивности. Он бывает низким, средним и высоким. Уровень силы звучания мо­жет не изменяться (ровный, спокойный голос), но чаще всего направление и характер интенсивности меняется: увеличивается или уменьшается и это может происходить резко или плавно.

Взаимодействие тона и интенсивности усиливает гром­кость речи.

Жизненная ситуация, психическое состояние человека, его воспитанность, уважительное отношение к окружаю­щим определяют, каким тоном он будет говорить речь, вести разговор. Так, на митинге, параде, на вокзале (к примеру, когда один находится в вагоне, а другой на пер­роне), если собеседники разделены расстоянием, а необхо­димо сказать что-то важное, в таких ситуациях позволи­тельно говорить громко. Когда же человек находится в семье или в кругу друзей, на приеме у врача, в кабинете начальника, в трамвае, в магазине или другом обществен­ном месте, то громкая речь будет свидетельствовать о не­воспитанности или чрезмерной нервозности, возбужден­ном состоянии или, наконец, о стремлении говорящего обратить на себя внимание.

Темп речи(итал. tempo, от лат. tempus — время) — скорость произнесения речевых элементов. Темп речи из­меряют двумя способами: числом звуков (или слогов), про­износимых в единицу времени (например, в секунду), или средней длительностью звука (слога). Длительность зву­ков вообще измеряется в тысячных долях секунды - мил­лисекундах (мс). Темп речи каждого отдельного индивиду­ума может меняться в широких пределах - от 60-70 мс при беглой речи до 150—200 мс при медленной. Существу­ет также и зависимость темпа от индивидуальных особен­ностей говорящего [8, 556].

Нормальный темп речи русских около 120 слов в мину­ту. Одна страница машинописного текста, напечатанного через полтора интервала, должна читаться за две или две с половиной минуты.

Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жиз­ненной ситуации.

Не сложно, например, определить, от чего зависит темп произнесения предложений:

- Скорей бежим к лесу!

- Он идет медленно, нога за ногу заплетается.

- Ползет, как черепаха.

- Какой долгий и пасмурный день сегодня!

Темп речи в данном случае определяется содержанием предложений. Первое призывает к скорой реакции, к быс­трому действию, поэтому произнесение убыстряется. Вто­рое и третье предложения характеризуют замедленное дей­ствие. Чтобы это подчеркнуть, говорящий растягивает произношение звуков, темп речи замедляется. В после­днем предложении акцент падает на слова долгий и пас­мурный. Замедление речи при произнесении позволяет как бы изобразить предмет, интонационно подчеркнуть его протяженность.

Различным будет темп речи, если фразу «Покупка мото­цикла обрадовала нас, но покупка автомобиля привела в восторг» произнести как констатацию факта и с глубоким чувством. При констатации факта предложение произносит­ся ровным голосом. Если же говорящий стремится передать свое эмоциональное отношение, то вторую часть он произне­сет повышенным тоном и в более замедленном темпе.

Вообще, чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье — замедляют его.

Очень медленный темп характерен также для речи за­трудненной, речи тяжело больного, очень старого челове­ка. В замедленном темпе читается судебный приговор, про­износится присяга, торжественное обещание.

Темп речи имеет большое значение для успеха выступ­ления.

Встречаются люди, которые при всех обстоятельствах говорят очень быстро. Именно о них сложены пословицы: «За твоим языком не поспеешь босиком», «Строчит, как из пулемета», « Тысячу слов в минуту», «Эка понесла: ни конному, ни крылатому не догнать».

Быстрая речь, особенно если это лекция, требует уси­ленного внимания, что вызывает утомление и желание пе­редохнуть, т.е. перестать слушать выступающего.

Быстрая речь не всегда бывает понятной. Причины этого могут быть различными:

1. Выступающий по неопытности намечает много воп­росов и считает необходимым в отведенное ему вре­мя успеть все изложить.

2. Лектор, оратор пренебрежительно относится к ауди­тории и стремится поскорее закончить свое вы­ступление.

3. Иногда быстрая речь бывает обусловлена робостью выступающего, страхом перед аудиторией.

Нежелательна и замедленная речь. О ней народ гово­рит: «У него слово слову костыль подает», «Слово за сло­вом на тараканьих ножках ползет», «Говорит, как воду цедит».

Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослаб­ляет внимание и тоже утомляет аудиторию.

Лектору важно уметь изменять темп речи. Если требу­ется что-то подчеркнуть, выделить (определение, выво­ды), то темп необходимо замедлить. Когда же речь произ­носится с подъемом, внутренним пафосом, темп ускоряет­ся.

Обратим внимание еще на одно явление.

Заходит студент в деканат. Обращается к декану: «Здрав­ствуйте, Александр Александрович!»

Сосед подошел во дворе к соседу: «Здрасьте, Альсан Альсаныч!»

Встретились два приятеля: «Здрась Сан Саныч!»

Чем различаются приветствия? Стилем произношения.

Когда мы находимся в официальной обстановке, высту­паем перед большой аудиторией, когда хотим, чтобы все нас слышали и понимали, тогда замедляем темп речи, ста­раемся выговаривать каждый звук, каждое слово. Такой стиль произношения называется полным.

В неофициальной обстановке, в семейном кругу чаще всего используется неполный, разговорный стиль. Стиль речи, а точнее ее темп, может свидетельствовать о пренеб-режителвном отношении говорящего к тому, с кем разго­варивает. Именно это показывает И.С. Тургенев, рисуя образ генерал-майора Вячеслава Илларионовича Хвалын-ского:

Человек он очень добрый, но с понятиями и привычками довольно странными. Например: он никак не может обращать­ся с дворянами небогатыми или не чиновными, как с равны ми себе людьми. Разговаривая с ними <...> даже слова иначе произносит и не говорит, например: «Благодарю, Павел Васильевич», или «Пожалуйте сюда, Михайло Иваныч», а «Боллдарю, Палл Асилич», или «Па-ажалте сюда, Михал Ваныч».

И другой пример из романа «Отцы и дети». Аркадия и Базарова представили высокопоставленному чиновнику:

Мягкость в обращении Матвея Ильича могла равняться только с его величавостью. <..> Он потрепал по спине Арка­дия и громко назвал его «племянничком», удостоил Базаро­ва, облеченного в староватый фрак, рассеянного, но снисходи­тельного взгляда вскользь, через щеку, и неясного, но при­ветливого мычанья, в котором только и можно было разоб­рать, что «я...» да «ссьма».

Последний компонент интонации — тембр. Это — до­полнительная артикуляционно-акустическая окраска го­лоса, ее колорит.

В полости рта в результате большего или меньшего на­пряжения органов речи и изменений объема резонатора образуются обертоны, т. е. дополнительные тоны, прида­ющие основному тону особый оттенок, особую окраску. Поэтому тембр называют еще «цветом» голоса.

По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др.

Тип голоса может быть общим, но у каждого человека свой тембр, как и отпечатки пальцев.

Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоцио­нального состояния человека. Поэтому тембром называют также специфическую окраску речи, которая придает ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Такое значение приобретает иногда и термин тон. В таком слу­чае тембр и тон становятся терминами-дублетами.

Характер тембра настолько бывает разнообразным, а его восприятие субъективным, что ученые в описании осо­бенностей тембра используют самые различные определе­ния, подчеркивающие то зрительное восприятие (светлый, темный, тусклый, блестящий), то слуховое (глухой, виб­рирующий, дрожащий, звонкий, крикливый скрипящий, шепотной), то осязательное (мягкий, острый, твердый,тяжелый, холодный, горячий, легкий, жесткий, сухой, гладкий), то ассоциативное (бархатный, медный, золо­той, серебряный, металлический), то эмоциональное (уг­рюмый, хмурый, раздосадованный, веселый, ликующий, резвый, восхищенный, насмешливый, пренебрежительный, сердитый, благодушный).

Действительно, очень трудно дать точное описание тем­бру, если у каждого человека своя тембровая окраска.

В мемуарах, различных воспоминаниях, в литерату­роведческих статьях имеется немало описаний манеры чте­ния своих произведений тем или иным автором, особенно­стей его голоса.

Так, в октябре 1966 года, по свидетельству реставратора звукозаписи Л.А. Шилова, была получена первая магнит­ная копия фонограммы одного из валиков с голосом А. Блока.

Через шипение, шелест, потрескивание, — пишет Л. А Ши­лов, — явственно слышался человеческий голос, голос Блока. Он читал стихотворение «В ресторане». Мы слышали глухова­тый голос довольно высокого тембра. Голос звучал устало, как бы равнодушно. Лишь постепенно, после десятка прослушива­ний раскрывалась его эмоциональная насыщенность.

Сначала захватывала музыкальная ритмичность. Я понял, что имел в виду один из современников поэта, говоривший о том, как «мучительно-хорошо» выдерживал Блок в своем чтении паузу.

Потом я услышал и те «вздрагивания» голоса, о которых знал из мемуарной литературы.

На первый взгляд противоречивые свидетельства современ­ников: «упоительное чтение», «бесстрастная ровность голоса в самых, казалось бы, патетических местах» — теперь объ­единились в моем сознании [13, 46—47].

Восторженно принимали слушатели рассказы И.А Бу­нина в его исполнении. У него был великолепный голос. Он с удивительным мастерством, используя все разнообра­зие и богатство русской интонации, передавал тончайшие нюансы мысли, создавая звуковые портреты своих героев; то замедляя, то убыстряя речь, повышая и понижая го­лос, рисовал картины природы. Он завораживал всех сво­ими непередаваемыми интонациями.

А вот К.Г. Паустовский имел негромкий, хриЯ Щш, иногда даже скрипучий голос. И хотя читал он Про­изведения «без выражения», неторопливо, ровМЯИЬло-сом, без усиления и уменьшения его звучания, слушатели сидели, затаив дыхание, старались не пропустить ни од­ного слова.

Кому довелось слышать выступление К.И. Чуковского,тот никогда не забудет его молодой, высокий, удивительнозвонкий голос. Чуковский имел свою манеру говорить -живую, полную юмора и какого-то юношеского задора.Создавалось впечатление, что он не читает произведение,а ведет доверительную беседу. Высокий, стройный, удиви­тельно обаятельный, он умел с первых слов очаровать,покорить всех.

Однако, как бы ни разнились голоса людей, как бы ни различалась их манера интонировать свою речь, есть какие-то общие для всех интонационные правила, есть типичные интонационные конструкции. Иначе невозможно было бы общаться, невозможно было бы понять друг друга.

Глава 7