Дикция.

В научно-фантастическом романе известного английского писателя А. Конан-Дойля есть сцена, рисующая одно из заседаний Лондонского зоологического института. Красочно описав вступительное слово председателя, обращенное к своему галстуку и графину с водой, автор делает следую­щее замечание: «Почему люди, которым есть что сказать, не желают научиться говорить членораздельно? Это так же бессмысленно, как переливать драгоценную влагу че­рез трубу с закрытым краном, отвернуть который до кон­ца можно без всякого труда».

Ответить на этот вопрос довольно трудно. Почему люди, затрачивающие немалые усилия на изучение фонетики ино­странного языка, не желают приложить минимум стараний Для овладения правильным и четким произношением на родном языке? Почему «мысль нередко почти до неузнава­емости уродуется при воплощении в звучащей речи?

Основную причину можно увидеть в том, что боль­шинство людей, даже профессионально соприкасающихся с публичной речью, не имеют элементарных знаний в области техники речи, к которой, в частности, относится дикция - четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка.

Четкая артикуляция звуков речи (установка речевого аппарата в позицию, позволяющую образовать нужный звук) зависит от степени тренированности активных речевых органов — губ, языка. Поэтому отработка четкой дикции всегда начинается с мышечной тренировки - артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц.

• После отработки четкости действий активных органов I речи при помощи артикуляционной гимнастики следует перейти к формированию правильных навыков произношения отдельных гласных и согласных звуков русской речи ! и их сочетаний.

Тренировка гласных требует не только выработки пра­вильной фонетической позиции при произнесении каждой из них, но еще и сравнивания гласных. Дело в том, что гласные, образованные по законам фонетики в разных ча­стях речевого аппарата («переднеязычные», «среднеязычные», «заднеязычные»), могут звучать в разных позициях: одни — у зубов (передняя позиция), другие — в куполе твердого нёба (средняя позиция), третьи — в гортани (зад­няя позиция). В этом случае при речи возникает так на­зываемая «пестрота гласных».

Как неприятны пестрые слова,. — замечает К.С. Станислав­ский, — в которых А вылетает из живота, Е — из голосовой щели, И — протискивается из сдавленного горла, О гудит, точно в бочке, а У, Ы, Ю попадают в такие места, из которых их никак не вытащишь [10, 57].

Основные тренировки гласных уже приведены нами в разделе «Голос», так как все голосовые упражнения вклю­чают в себя гласные звуки. Необходимо лишь помнить, что при произношении гласных следует обращать внима­ние на правильную артикуляционную позицию и убирать «пестроту», фокусируя звук на кончиках прикрытых губ. Артикуляция гласных должна быть четкой, но не «размашистой» - движения невелики по амплитуде, губы со­браны.

Тренировка согласных начинается с установки речевого аппарата в правильную фонетическую позицию и отработ­ки четкого произнесения каждого из этих звуков.

Вторым этапом является соединение этих отдельных звуков в сочетании между собой и с добавлением гласных звуков по специальной тренировочной схеме. Рассмотрим упражнения, тренирующие согласные звуки.

Взрывные звуки ПБтребуют особо плотной смычки речевых органов и активного преодоления этого препят­ствия - «взрыва» смычки сильной струей выдыхаемого воздуха.

«Пробка».Проверим, насколько хорошо подготовлены губные мышцы к образованию взрывных звуков «п» и «б».

Плотно сожмите губы, даже чуть натяните их края на зубы, чуть прикусив их. Воздухом, находящимся в полос­ти рта, (не делая выдоха!) резко прорвите смычку, как будто выстреливаете пробку, зажатую губами. Не осво­бождайте губ, пусть их смычку разорвет воздушная струя.

«Взрыв».Выстрелите «пробку» теперь уже активным выдохом: ппп!

Не напрягайтесь, плотно сжаты лишь губы. Не стреми­тесь набрать побольше воздуха. Дело решает не количе­ство, а энергичность толчка (удар диафрагмы) и точная фокусировка выдоха на кончиках губ. Не допускайте в конце придыхания, а тем более гласного звука, у вас не должно получаться «пх» или «пппы...». Если вместо взрыва получается чмоканье, вы втянули воздух в себя вместо того, чтобы вытолкнуть его наружу. Добившись четкого взрыва на звуке «п» (не удивляйтесь, если это не получит­ся сразу, нужна ежедневная упорная тренировка, в том числе и гимнастика губных мышц), включайте вместе с выдохом и звук голоса — «ббб».

Тренируйте обе согласные в паре, сохраняя при этом четкую дифференциацию по звонкости: «п» - «б», «п» -«б», «п» — «б». Не допускайте в конце призвука гласного звука: «пы» — «бы».

«Настольный теннис».Представьте себе, что кисть ва­шей правой руки — ракетка для игры в настольный тен­нис. Тренируйте удар ракеткой по воображаемому шари­ку, отбивая его тыльной стороной свободно висящей кис­ти - ппа!.. ппэ!.. ппо!.. ппу!.. ппы!.. ппи!..

Пусть каждый звук, как мячик, звонким взрывом ле­тит вперед вверх. Следите за тем, чтобы гласные взрыва­лись на губах, продолжая взрывную согласную, а не зава­ливались назад. Посылайте звук в разные точки комнаты: вверх, направо, налево, вниз.

Отработав эти сочетания, включите на выдохе звук го­лоса: бба!.. ббэ!.. ббо!.. ббу!.. ббы!.. бби!..

Соедините глухой и звонкий звук в пару - пабба! пэббэ! поббо! пуббу! пыббы! пибби! Удваивайте звонкую соглас­ную, ставя ударение на первом слоге. Подбрасывайте мя­чики легко, свободно, без мышечного напряжения.