Виды ораторского искусства

Ораторское искусство никогда не было однородным. В зависимости от конкретной сферы применения оно исто­рически подразделялось на различные виды.

Современная научная и методическая литература отме­чает многообразие видов ораторской речи и классифицирует их по различным основаниям. Одни авторы делят устные выступления на монологическиеи диалогические, другие на эмоциональныеи рациональныеи т. д.

Наиболее полно классификация современного крас­норечия представлена в книге Г.З. Апресяна «Ораторское искусство». Автор выделяет следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, со­циально-бытовое, судебное, богословско-церковное. За ос­нову этой классификации принят социально-функциональ­ный признак речи.

Каждый род объединяет определенные виды речи в за­висимости от функции, которую выполняет речь с соци­альной точки зрения.

■К социально-политическомукрасноречию автор от­носит доклад на социально-политические и политико-эко­номические темы, отчетный доклад, политическую речь, дипломатическую речь, политическое обозрение, митинго­вую речь, агитаторскую речь;

■к академическому красноречию— лекцию вузовскую, научный доклад, научный обзор, научное сообщение;

■к судебному красноречию— прокурорскую, или об­винительную, речь; общественно-обвинительную речь; ад­вокатскую, или защитительную, речь; общественно-защи­тительную речь; самозащитительную речь обвиняемого;

■к социально-бытовому— юбилейную речь, застоль­ную речь (тост), поминальную речь (надгробное слово);

■к богословско-церковному красноречию- проповедь, речь на соборе.

Г.З. Апресян подчеркивает:

...род в ораторском искусстве — это более или менее уста­новившийся раздел красноречия, в какой-то мере характе­ризующийся общностью предмета, его устно-публичного раз­бора, оценки и особенностью их ближайших целей. Но более определяющим здесь является способ и форма монологичес­кой речи. Что же касается вида, который можно было бы определить и как жанр ораторского искусства, то он в преде­лах рода является дальнейшей дифференциацией по еще бо­лее конкретным признакам публичной речи [5, 83—84].

Данная классификация в целом верно и достаточно полно отражает современное ораторское искусство, хотя, как отмечает и сам автор, она не охватывает всех видов крас­норечия. В частности, в ней не представлены дискуссион­ные и полемические речи, такая эффективная форма ора­торской речи, как реплика, ответы на пресс-конференции, слово за «круглым столом», а также виды красноре­чия, применяемые на радио и телевидении.

Классификация, представленная Г.З. Апресяном, допол­нена, расширена и уточнена А.Е. Михневичем. В ее основе также лежат представления о многообразии форм совре­менной общественной жизни, учет целей и функций пуб­личной речи, а также способов и форм ее произнесения.

Наряду с социально-бытовым, социально-политическим, академическим, судебным, церковно-богословским красно­речием исследователь выделяет:

парламентское красноречиекак разновидность со­циально-политического ;

дипломатическое красноречие(речь на международ­ной конференции и речь в процессе дипломатического акта);

военное красноречие(речь-приказ, инструктивная речь, выступление на военно-политическую тему, вооду­шевляющая речь, призыв);

торговое красноречие(реклама);

лекционно-пропагандистское красноречие(лекция на­учно-теоретическая, научно-популярная, научно-методи­ческая, кинолекция, лекция-экскурсия, лекция-концерт, лекция-информация, беседа, репортаж, воспоминание, ин­структаж, показ, циклы лекций);

диалогическое красноречие(формы реализации: спор, дискуссия, диспут, беседа, деловое совещание, интервью, пресс-конференция,-деловая игра, «круглый стол», вечер вопросов и ответов).

В академическое красноречие автор включает три основ­ных вида: собственно академическое (в среде ученых - науч­ный доклад, реферат, обзор), вузовское (лекция, цикл лек­ций) и школьное (рассказ учителя, школьная лекция и др.).

Как подчеркивает А.Е. Михневич, подобная схема разде­ления жанров искусства на роды и виды неизбежно огруб­ляет реальную действительность, но все-таки она «дает возможность увидеть, обозреть все многообразие живой человеческой речи, используемой не только в коммуника­тивной, но и в воздействующей (риторической) функци­ях» [25, 276].

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое риторика?

2. Что является предметом современной риторики?

3. Назовите основные особенности ораторского искусства как социального явления.

4. Какие классификации ораторского искусства вам известны?

5. С какими видами ораторской речи вам приходится иметь дело в практической деятельности?

Глава 4