Виды ораторского искусства
Ораторское искусство никогда не было однородным. В зависимости от конкретной сферы применения оно исторически подразделялось на различные виды.
Современная научная и методическая литература отмечает многообразие видов ораторской речи и классифицирует их по различным основаниям. Одни авторы делят устные выступления на монологическиеи диалогические, другие на эмоциональныеи рациональныеи т. д.
Наиболее полно классификация современного красноречия представлена в книге Г.З. Апресяна «Ораторское искусство». Автор выделяет следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, социально-бытовое, судебное, богословско-церковное. За основу этой классификации принят социально-функциональный признак речи.
Каждый род объединяет определенные виды речи в зависимости от функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения.
■К социально-политическомукрасноречию автор относит доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчетный доклад, политическую речь, дипломатическую речь, политическое обозрение, митинговую речь, агитаторскую речь;
■к академическому красноречию— лекцию вузовскую, научный доклад, научный обзор, научное сообщение;
■к судебному красноречию— прокурорскую, или обвинительную, речь; общественно-обвинительную речь; адвокатскую, или защитительную, речь; общественно-защитительную речь; самозащитительную речь обвиняемого;
■к социально-бытовому— юбилейную речь, застольную речь (тост), поминальную речь (надгробное слово);
■к богословско-церковному красноречию- проповедь, речь на соборе.
Г.З. Апресян подчеркивает:
...род в ораторском искусстве — это более или менее установившийся раздел красноречия, в какой-то мере характеризующийся общностью предмета, его устно-публичного разбора, оценки и особенностью их ближайших целей. Но более определяющим здесь является способ и форма монологической речи. Что же касается вида, который можно было бы определить и как жанр ораторского искусства, то он в пределах рода является дальнейшей дифференциацией по еще более конкретным признакам публичной речи [5, 83—84].
Данная классификация в целом верно и достаточно полно отражает современное ораторское искусство, хотя, как отмечает и сам автор, она не охватывает всех видов красноречия. В частности, в ней не представлены дискуссионные и полемические речи, такая эффективная форма ораторской речи, как реплика, ответы на пресс-конференции, слово за «круглым столом», а также виды красноречия, применяемые на радио и телевидении.
Классификация, представленная Г.З. Апресяном, дополнена, расширена и уточнена А.Е. Михневичем. В ее основе также лежат представления о многообразии форм современной общественной жизни, учет целей и функций публичной речи, а также способов и форм ее произнесения.
Наряду с социально-бытовым, социально-политическим, академическим, судебным, церковно-богословским красноречием исследователь выделяет:
■парламентское красноречиекак разновидность социально-политического ;
■дипломатическое красноречие(речь на международной конференции и речь в процессе дипломатического акта);
■военное красноречие(речь-приказ, инструктивная речь, выступление на военно-политическую тему, воодушевляющая речь, призыв);
■торговое красноречие(реклама);
■лекционно-пропагандистское красноречие(лекция научно-теоретическая, научно-популярная, научно-методическая, кинолекция, лекция-экскурсия, лекция-концерт, лекция-информация, беседа, репортаж, воспоминание, инструктаж, показ, циклы лекций);
■диалогическое красноречие(формы реализации: спор, дискуссия, диспут, беседа, деловое совещание, интервью, пресс-конференция,-деловая игра, «круглый стол», вечер вопросов и ответов).
В академическое красноречие автор включает три основных вида: собственно академическое (в среде ученых - научный доклад, реферат, обзор), вузовское (лекция, цикл лекций) и школьное (рассказ учителя, школьная лекция и др.).
Как подчеркивает А.Е. Михневич, подобная схема разделения жанров искусства на роды и виды неизбежно огрубляет реальную действительность, но все-таки она «дает возможность увидеть, обозреть все многообразие живой человеческой речи, используемой не только в коммуникативной, но и в воздействующей (риторической) функциях» [25, 276].
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое риторика?
2. Что является предметом современной риторики?
3. Назовите основные особенности ораторского искусства как социального явления.
4. Какие классификации ораторского искусства вам известны?
5. С какими видами ораторской речи вам приходится иметь дело в практической деятельности?
Глава 4