Вопрос 2. Предложение, закон и кривая предложения

Предложениеесть желание и способность продавцов предлагать товары на рынке.

Величина предложения представляет собой максимальное количество какого-либо товара, которое согласны предложить продавец или группа продавцов на рынке в единицу времени при определенных условиях.

Функцией предложения называется зависимость объема предложения от определяющих его факторов: цены данного товара, цен других товаров, характера технологии, налогов и дотаций, природно-климатических условий. Вобщем виде функция предложения имеет вид

Qп = f(Ц, Ца, Цб,…, Т, НД, К…)

Где Qп — объем предложения данного товара в единицу времени; Ц, Ца, Цб... —цены данного и других товаров; Т — характер применяемой технологии; НД — налоги и дотации; К — природно-климатические условия.

Если все факторы, оказывающие влияние на объем предложения, кроме товара, предположить неизменными, то от функции предложения, представленной выше, можно перейти к функции предложения от цены. Она характеризует зависимость объема предложения данного товара от его цены и указывает то количество продукта, которое производители станут предлагать по разным возможным ценам:

Qп = f(Ц)

Между предложением и ценой существует положительная, или прямая, связь. С повышением цены товара возрастает и величина его предложения; снижение цены вызывает сокращение предложения. Эта положительная связь между предложением и ценой называется законом предложения. Зависимость предложения от цены можно представить графически в виде кривой SS (рис. 3).

 

 

 


В нормальном виде кривая предложения направлена вверх и вправо, т. е. более высокой цене соответствует больший объем предложения. Цене Ц1 соответствует объем предложения Q1, а большей цене Ц2 — больший объем Q2. Линия SS может быть горизонтальной, а также иметь и отрицательное значение.

Припостроении кривой предложения мы исходили из допущения, что цена выступает самым значительным фактором, оказывающим влияние на предложение, а неценовые факторы даны заранее и не под­вергаются изменению.

К основным неценовым факторам, влияющим на предложение, относятся следующие:

1) цены на ресурсы;

2) технология производства;

3) налоги и дота­щи; 4) цены на другие товары;

5) ожидания изменений цен;

6) число продавцов на рынке.

Изменение одного из этих факторов приводит к сдвигу кривой SS, которое называется изменением в предложении (рис. 4). Увеличение предложения смещает ее вправо к S1S1, уменьшение — влево к S2S2.

 

Рассмотрим влияние каждого из перечисленных факторов на предложение.

1.Цены ресурсов. Существует самая тесная связь между издержками производства и предложением: за дополнительные единицы продукции фирма должна установить более высокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует больших издержек. Снижение ресурсных цен снизит издержки производства, увеличит предложение и переместит
кривую вправо. И наоборот, увеличение цен на ресурсы увеличит издержки производства, сократит предложение и сместит кривую предложения влево.

2.Технология. Совершенствование технологии позволяет произвести единицу продукции более эффективно, т. е. с меньшими затратами ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличится предложение.

3. Налоги и дотации. Государство осуществляет законодательную деятельность, устанавливая правила поведения экономических агентов: взимает налоги с производителей (а в некоторых случаях выплачивает дотации), занимается регулированием цен и стандартизацией товаров. Причем налоговая политика разрабатывается не только всходя из интересов формирования госбюджета, но и с целью оказать то или иное влияние на производство товаров. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Дотации же считаются налогом наоборот. Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает, издержки и увеличивает его предложение.

4. Цены на другие товары. Товары как в производстве, так и в потреблении могут находиться между собой в отношении взаимодополняемости или взаимозаменяемости. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость товаров в производстве определяется характером потребляемых ресурсов и видов технологического процесса, а в потреблении – назначением товаров.

5. Ожидания. Ожидания изменения цены продукта в будущем могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время.

6. Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большого количества фирм кривая предложения смещается вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше предложение. Это означает, что кривая предложения сдвигается влево.

Разница между изменением в предложении и изменением величины предложения такая же, как между изменением в спросе и изменением величины спроса. Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой предложения. Увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение влево. Причиной изменения в предложении является изменение одного из нескольких факторов, влияющих на предложение. Изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.