Вопрос 1. Сущность и механизм функционирования рыночной системы

Вопрос 3. Основные задачи изучения курса

Задачи курса:

1. Познать принципы, законы и закономерности рыночной экономики.

2. Изучить механизм принятия решений отдельными экономическими субъектами: вкладчиками капитала, владельцами ресурсов, руководителями предприятий, потребителями и производителями товаров.

3. Овладеть инструментом анализа рынка.

4. Выработать умение заключать сделки, контракты, договоры.

5. Научиться составлять бизнес-план.

6. Изучить основы составления бухгалтерской и статистической отчетности предприятия.

 

ТЕМА 2 «ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ»

1. Сущность и механизм функционирования рыночной системы

2. Классификация рыночных структур

3. Совершенная конкуренция

4. Чистая монополия

5. Монополистическая конкуренция

6. Олигополия

Индивидуальное самообеспечение, даже в наименее развитых странах, – редкое явление. Люди удовлетворяют самые разнообразные потребности, обмениваясь результатами труда. Другими словами, они должны совершать сделки, чтобы получить необходимые виды товаров и услуг. Это пища, одежда и обувь, энергия для обогрева и освещения, медицинская помощь, транспортные средства и многое другое. Отношения, в которые вступают люди в процессе обмена результатами своего труда, называются рыночными, а место, где совершаются сделки купли-продажи, – рынком.

Рынок представляет собой место, где продавцы и покупатели товара осуществляют сделку, с одной стороны, по отчуждению, с другой – по приобретению товара на определенных условиях. Эти определенные условия есть согласованная между продавцом и покупателем цена товара. Выражение «сделка состоялась» означает, что продавец и покупатель сошлись в цене.

Рынки дают возможность покупателям и продавцам связываться друг с другом и торговать на взаимовыгодных условиях. В широком смысле рынок – не только место купли-продажи товаров, но и система отношений людей в процессе товарного обмена, источник информации о движении товаров, о том, что продавцы хотят продать а покупатели купить.

Информация, полученная на рынке, используется покупателями и продавцами для решения вопроса – что именно и сколько купить и продать. Рынки, обеспечивая обмен продавцов и покупателей новой информацией, дают ценам возможность измениться. В свою очередь, цены, сообщая информацию о дефиците или избытке товаров, услуг, ресурсов, действуют как сигналы продавцам и покупателям.

Рынки принимают самые разные формы. Закусочная, продовольственный магазин, магазин хозяйственных товаров, разнообразные ларьки и базары – все это обычные рынки. Мордовская товарная биржа, Московская фондовая биржа, Московская товарно-сырьевая биржа, биржа зерна, биржа металлов и т. д. – это высокоразвитые рынки, на которых покупатели и продавцы заключают контракты друг с другом. Подобным образом и аукционы сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, породистых лошадей, недвижимости, оборудования и т. д., а бюро по трудоустройству – тех, кто хочет получить работу, и тех, кто может ее дать. Особенностью высокоразвитых рынков является наличие инфраструктуры (для биржи это – организаторы аукциона, агенты по переговорам и т. д.), а также контрактная система сделок. Кроме того, рынки подразделяются на локальные, национальные (в масштабах области, региона, государства), международные.

Рыночная система предполагает свободу предпринимательства и выбора. Потребители свободны покупать то, что они предпочитают, предприятия – производить и продавать то, что они считают целесообразным; поставщики ресурсов могут по собственному выбору находить место приложения имеющихся у них ресурсов. На первый взгляд, кажется, что свобода предпринимательства и выбора может завести в тупик процесс производства вследствие явной несогласованности свободно избранных решений. Однако этого не происходит благодаря действию координирующих и организационных механизмов, которыми являются конкуренция и свободные цены.

Конкуренция представляет собой наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса. Она предполагает свободу для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их. На конкурентном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может запросить или предложить такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы ощутимо повлиять на цену. Поэтому индивидуальные покупатели и индивидуальные продавцы не способны оказывать в одиночку заметное воздействие на общий объем спроса и предложения, т. е. они не могут манипулировать ценами.

МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ

Чтобы получить представление о функционировании рыночной системы, необходимо ответить на пять основных вопросов рынка прежде чем начать свое дело.

1. Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворяет потребности общества?

2. Сколько следует производить? В каком объеме или какую часть ресурсов использовать в производственном процессе?

3. Как следует производить? Какую технологию производства нужно применять?

4. Кто должен получать продукцию? Как будет распределяться эта продукция между индивидуальными потребителями?

5. Способен ли бизнес адаптироваться к изменениям? Могут ли хозяйствующие субъекты в условиях рыночной системы добиваться надлежащих коррекций своей деятельности в связи с изменениями в потребительском спросе?

При поиске ответа на два первых вопроса нужно помнить, что в условиях рыночной системы цены на товары и ресурсы устанавливаются конкурирующими продавцами и конкурирующими покупателями. Механика такова. Предприятие руководствуется мотивом получения прибыли и недопущения убытков. Следовательно, оно будет производить те товары, которые приносят прибыль, и не будет производить товары, которые влекут за собой убытки.

Прибыль (П) рассчитывается как разность между валовым доходом предприятия (ВД), полученным от продажи конкретного вида товара, и общими издержками (Общ. И), складывающимися в процессе производства и реализации этого вида товара:

П = ВД - Общ.И.

Следовательно, чем больше валовой доход и чем меньше общие издержки, тем больше размер прибыли предприятия, если же его общие издержки превышают доход, то ни о какой прибыли не может быть и речи. Предприятие в этом случае терпит убыток.

Валовой доход определяется по формуле:

ВД = Цт • Qт

Цт – цена товара;

Qт – количество товара.

Общие издержки представляют собой сумму издержек по всем видам ресурсов. Издержки по каждому виду ресурса исчисляются умножением цены этого ресурса Цр на количество использованных ресурсов в процессе производства и реализации конкретного товара QР: Ир = ЦР • Qр.

Рыночная система отличается от централизованной плановой тем, что в ней приоритет отдается суверенитету потребителя. Потребители определяют, какие виды и какое количество производимых товаров они могут купить.

Потребительский спрос, обусловливающий прибыльность одних товаров и убыточность других, ограничивает свободный выбор предприятий (фирм) при решении вопроса о том, что производить. Предприятия (фирмы) должны согласовывать свой выбор товара для производства с выбором потребителей. В противном случае предприятия (фирмы) могут понести убытки или даже обанкротиться.

В большинстве случаев это справедливо и в отношении поставщиков ресурсов. Спрос на ресурсы – производный от спроса на товары. Поскольку только те предприятия (фирмы), которые производят товары, пользующиеся спросом потребителей, могут работать с прибылью, постольку именно эти предприятия (фирмы) предъявляют спрос на ресурсы. Поставщики ресурсов отнюдь не свободны направлять свои ресурсы на производство товаров, которые не удовлетворяют потребителей.

Чтобы получить ответ на третий вопрос: как следует производить продукцию, нужно знать, что в конкурентной рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять экономически наиболее эффективную технологию производства. Эффективность же технологии зависит:

а) от альтернативных комбинаций факторов производства, вернее, от альтернативных комбинаций ресурсов, которые обеспечивают выпуск желаемой продукции;

б) от цен, по которым можно приобрести необходимые ресурсы.

К факторам производства относятся капитал, труд и сырье.

Ресурсы – понятие более широкое. Кроме капитала, труда и сырья сюда входят еще земля и труд особого рода, т. е. предпринимательская способность. Вознаграждение за выполнение предпринимательских функций называется нормальной прибылью.

Цены на ресурсы устанавливаются в зависимости от спроса и предложения на ресурсном рынке, что представляет собой отдельную тему.

Кто же должен получать произведенную продукцию? Точнее, как должна распределяться эта продукция между индивидуальными потребителями? Ответ в следующем. Любой продукт распределяется между потребителями на основе их желания и способности заплатить, за него существующую рыночную цену. Тот, кто желает, но не в состоянии заплатить эту цену, продукт не купит. Существующая рыночная цена устанавливается на основе согласования спроса и предложения и называется равновесной.

Способность потребителя заплатить рыночную цену зависит от размера денежного дохода покупателя (потребителя). В свою очередь, размер денежного дохода потребителя определяется тем, что он может вынести на рынок: а) свой труд (способность к труду); б) землю; в) капитал; г) предпринимательскую способность.

Те потребители (в широком смысле – домохозяйства), которым удается накопить большое количество материальных ресурсов, капитала благодаря интенсивному труду и бережливости, путем использования особой деловой смекалки, получают крупные доходы и, таким образом, распоряжаются большими долями общественного продукта. Те потребители (домохозяйства), которые поставляют на рынок неквалифицированные и сравнительно непроизводительные трудовые ресурсы в обмен на низкую заработную плату, получают скудные доходы и соответственно небольшие доли национального продукта.

Индустриальные общества динамичны. Меняются предпочтения потребителей, меняются технологии производства, меняется структура поставляемых ресурсов. Возникает вопрос: способна ли рыночная система осуществлять корректировку использования ресурсов, соответствующую этим неизбежным изменениям?

Рассмотрим такую ситуацию. Предположим, что произошло изменение потребительских вкусов. Моду на джинсовые куртки сменила мода на кожаные. Спрос на эти товары изменится. Это значит, что цены на джинсовые куртки понизятся, а цены на кожаные – повысятся. Более низкие цены влекут за собой убытки, а более высокие – создают экономическую прибыль для производителей. Личная выгода будет побуждать их больше производить кожаных курток и сократить производство джинсовых. Эти корректировки носят самоорганизующий характер. Они соответствуют изменениям вкусов потребителей. Корректирующие процессы на деле показывают правильность концепции суверенитета потребителя.

Как видим, рыночная система создает условия для внесения изменений в производство в связи с изменениями потребительских вкусов. Главным рычагом изменений являются цены. Таким образом, определяется направляющая и организующая функция цен в рыночной системе.

Цены на готовые товары и услуги формируются на рынке продуктов. Здесь домохозяйства выступают в качестве предъявителей спроса, а предприятия через рынок – в роли агентов предложения. Цены, уплачиваемые за использование труда, капитала, земли и предпринимательской способности, устанавливаются на ресурсном рынке. Предприятия выступают на нем в роли предъявителей спроса, а домохозяйства – в роли агентов предложения.

Существуют разные экономические системы, отличающиеся координирующим механизмом и собственностью на ресурсы:

– система централизованного планирования с общественной собственностью на ресурсы (бывший СССР, Северная Корея, Куба);

– система централизованного планирования с частной собственностью на ресурсы (Германия до 1945 г.);

– рыночная система с общественной собственностью на ресурсы (Югославия);

– рыночная система с частной собственностью на ресурсы (Франция, США и другие капиталистические страны).

Однозначного или общепринятого решения проблем экономики не существует. Разные общества, обладающие особыми культурным и историческим прошлым, обычаями и традициями, используют для этого различные институты.

Основной экономический аргумент в пользу рыночной экономики заключается в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы на производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных, технологий производства.

Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы. Свобода предпринимательства и выбора позволяет добиваться увеличения собственной выгоды, но при неумелом ведении хозяйства предприятие ждет банкротство. Все зависит от способностей и возможностей конкретного предпринимателя.

Однако существует целый рад аргументов против рыночной системы.

1. Конкуренция как двигатель рыночной системы с общественной точки зрения желательна. Индивидуальный же производитель часто страдает от нее. Поэтому появляется стремление фирм к слиянию, тайному сговору, что способствует ослаблению конкуренции и уклонению от ее регулирующего воздействия.

2. Рыночная система позволяет ловким предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, а право наследования с течением времени увеличивает их во много раз. Это порождает чрезвычайно неравное распределение денежных доходов. В результате потребители резко различаются между собой по способности реализовать свои потребности на рынке. Одни из них лишены предметов первой необходимости, другие купаются в роскоши.

3. Есть области, где рыночный механизм не работает. Это образование, здравоохранение, национальная оборона, ликвидация последствий стихийных бедствий. Действительно, рыночная система учитывает лишь индивидуальные потребности. В реальной жизни существует много потребностей, производство которых не может финансироваться индивидами через .посредство рынка. Покупка таких видов услуг приносит выгоду не индивидуальному покупателю, а обществу в целом. Рыночная система не способна учитывать общественные или коллективные потребности.

4. Рыночная система представляет собой несовершенный механизм обеспечения полной занятости и относительно стабильного уровня цен.

Заметим, что в жизни чистого капитализма нет. Даже в развитых странах большое внимание уделяется государственному сектору. Через правительство общество принимает меры, направленные на сглаживание негативных последствий рыночной системы, но не на полное ее уничтожение. В этом плане главными функциями представительных органов правительства являются:

– поддержание конкуренции (через антимонопольное законодательство его реализацию на практике);

– удовлетворение общественных потребностей;

– поддержание занятости работоспособной части населения.

Вопрос 2. Классификация рыночных структур

Важной частью изучения рынка продукции является изучение структуры конкуренции – много или мало продавцов аналогичной продукции действует на рынке. Слова много или мало описывают не столько количество фирм, сколько конкурентные отношения между ними.

Продавцов продукции много, когда объем бизнеса всех фирм невелик и ни одна из них не занимает на рынке лидирующих позиций, с которых могла бы угрожать конкурентам.

По сравнению с рынком в целом, каждая фирма достаточно мала и незначительна, и является практически безвестной единицей, затерянной среди более-менее себе подобных продавцов продукции. Наоборот, мы говорим, что продавцов продукции мало, когда конкуренты замечают действия любой фирмы и реагируют на них. Мало означает настолько мало, что фирмы очень внимательно следят за деятельностью друг друга. Малое количество продавцов означает, что фирмы достаточно крупны по сравнению с размерами рынка, на котором они действуют.

Еще один важный элемент изучения рынка касается схожести или различия продаваемой продукции. Продукцию разных продавцов можно считать идентичной, если покупатели не отдают явных предпочтений той или иной фирменной марке. В таких случаях товары разных фирм одной отрасли имеют тенденцию быть совершенными заменителями. Примерами таких товаров служат хлопок, серная кислота, природный газ, нефть, уголь, цемент и кофе.

С учетом того, что анализ рынка зависит от малого или большого числа действующих на нем фирм и от сходства или различия товаров, производимых этими фирмами, необходимо изучить четыре следующие главные модели рыночного поведения:

Совершенная конкуренция – много продавцов стандартизированной продукции

Монополистическая конкуренция – много продавцов дифференцированной продукции

Олигополия – мало продавцов либо стандартизированной, либо дифференцированной продукции

Монополия – единственный продавец продукции, которую нельзя ничем заменить.

С другой стороны, когда товары фирм имеют торговую марку и каждая торговая марка обладает отличительными чертами, товары не являются совершенными заменителями друг друга и у покупателей могут иметься причины предпочитать одну торговую марку другой.

Ясно, что важными аспектами различий между продуктами являются реальные различия по техническим характеристикам, материалам, дизайну, качеству изготовления и предоставляемым услугам. Надуманные различия относятся к фирменной и торговой марке, упаковке, рекламе и для покупателей не менее важны (расположение магазина, культура продавцов, услуги по доставке).

Любой из факторов может служить причиной предпочтения одного продавца другому, даже если приобретается один и тот же товар. Различные модели, сорта, марки и названия туфель, вин, каши, косметики, автомобилей, персональных компьютеров, телевизоров и прохладительных напитков являются примерами дифференцированных товаров.

Важной характеристикой рынка является изучение его структуры, степени конкуренции, т.е. много или мало продавцов аналогичной продукции действуют на рынке.

Развернутая классификация рыночных структур, на основе 5 характерных признаков представлена в таблице 1.

Укрупненная классификация предполагает 2 типа рыночных структур: совершенную и несовершенную конкуренцию.

В совершенную конкуренцию входит чистая конкуренция.

К несовершенной конкуренции относятся такие типы как: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

В основе этой классификации лежит единственный признак – контроль над ценами. Если продавец не может или не хочет менять цену, установившуюся на рынке – то это совершенная (чистая) конкуренция. Если может изменить цену – то это несовершенная конкуренция.

 

Таблица 1. - Характерные признаки рыночных структур

Признак Модели рыночных структур
чистая конкуренция (совершенная) чистая монополия монополисти ческая конкуренция олигополия
Число предприятий Очень много Одно Много Несколько
Тип продукции Стандартизи- рованный Уникальный: нет близких заменителей Дифференци- рованный Стандартизи- рованный и дифференци- рованный
Контроль над ценами Отсутствует Значительный Некоторый, но в узких рамках Значительный при тайном сговоре
Неценовая конкуренция Отсутствует Реклама связей с общественными организациями Упор на рек ламу, торго вые знаки и марки Очень типичная при дифферен-цировании продукта
Условия вступления в отрасль Препятствия отсутствуют Блокировано Сравнительно легкие   Наличие существенных препятствий
Примеры Производство с/х продукции, зерно, картофель, производство ширпотреба Энергосистемы, ж/д транспорт Производство одежды, обуви, книги, кино   Производство автомашин, металлов, электроприборов  

 

Следует отметить, что в реальной хозяйственной практике не существует ни чистой конкуренции, ни чистой монополии. Это абстрактные категории, но они нужны как аналоги для сравнения и определения эффективности рыночной экономики.