Просвещение

Просвещение XVIII века явилось кульминацией Нового времени, определив основные направления социального и культурного развития последующих эпох. Просветители Д. Дидро, Ш. Монтескье, Ж. Руссо, Вольтер, К. Гельвеций, П. Гольбах и другие вели активную борьбу против феодальной идеологии, сословного неравенства, католической церкви. Согласно их воззрениям, цели и идеалы Просвещения – свобода, ненасилие, веротерпимость, благосостояние и счастье людей и др. – могли быть достигнуты политической свободой и гражданским равенством людей.

Основы Просвещения сформулировал английский философ Джон Локк (1632 - 1704). В труде «Опыт о человеческом разумении» он к неотчуждаемым правам человека причисляет право на жизнь, право на свободу и право на собственность. Локк считает, что правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, но при соблюдении свободы и частных интересов всех. Шотландец Адам Смит (1723 - 1790), теоретик товарно-денежных отношений, считал, что именно рынок освободил человека от отупляющей феодальной системы зависимости.

Французским просветителем стал Дени Дидро (1713 - 1784), организатор и редактор Энциклопедии. Французским просветителем был Жан-Жак Руссо (1712 - 1778), требовавший подчинения личности благу общества. К их числу относятся Вольтер (1694 - 1778), представивший историю как развитие самих народов, их экономики, науки, культуры и политики, Шарль Монтескье (1689 - 1755), изложивший в трактате «О духе законов» основные положения социально-политического устройства страны.

Выдающимся представителем немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724 - 1804), который внес значительный вклад в разработку теории правового государства. Он обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя – путь постепенных реформ. Однако, социально-политические катаклизмы рубежа XVIII - XIX вв. на европейском континенте похоронили веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прогресса. От этих ударов Просвещение уже не оправилось.

Эпоха Просвещения внезапно сошла с подмостков истории, заставив задуматься потомков о её историческом предназначении. Кризис Просвещения усугубила консервативная критика его целей и идеалов. Просвещенцев обвиняли в том, что они внесли в умы людей путаницу, в обществе породили смуту, нарушили естественное, органичное развитие стран и народов. Неоспоримо то, что в спорах рождались современные концепции прав человека, гражданского общества, демократии, рыночной экономики, правового государства.